Ренат Давлетьяров: «Отряд самоубийц» смотрят люди, не читавшие Дюма»


С главой Гильдии кинопродюсеров России Ренатом Давлетьяровым корреспондент «Известий» встретилась на съемочной площадке. Накануне своего 55-летия кинорежиссер и сценарист снимает очередной фильм с рабочим названием «Волшебник».
— Когда вы начинали карьеру в киноиндустрии, думали, что достигнете таких высот?
— Каких высот? Что мне однажды исполнится 55? Больше скажу — я, как и все, задумывался о том, что когда-нибудь умру (смеется).
— Нет смысла перечислять количество организаций, которые вы возглавляете. Вас вновь переизбирала Гильдия продюсеров, вы успешны как режиссер...
— Тогда я так далеко не думал. Честно говоря, я — достаточно легкомысленный человек. У меня нет глобального стратегического планирования. Я пришел в кино, потому что оно мне нравилось. Было неважно, на какую должность: работал я, по-моему, на всех. Сразу после института начинал постановщиком декораций — это человек, который бегает с молотком или с ведром. Всё шло само собой, органично.
— Вы не карьерист?
— Абсолютно нет.
— По вашей биографии не скажешь — сплошные повышения...
— Я по образованию вообще инженер-конструктор. Всё развивалось стихийно и, кстати, так и развивается до сих пор. Ничего рационального.
— Неужели и свой режиссерский путь не анализировали?
— Нет. Мне кажется, время еще не пришло. Я стал снимать поздно, надо наверстывать. Теперь я как машина «Зингер» или как Вуди Аллен — снимаю по фильму в год. Надо поставить на место некоторых режиссеров (смеется). Если говорить в целом, мне не стыдно за то, что я делаю, ни как продюсеру, ни как режиссеру.
— О карьере в Голливуде задумываетесь?
— Нет. Я учился в школе с углубленным изучением английского, учил его в институте. Но учил, как Пушкин латынь. Поэтому английский у меня такой: «Моя твоя не понимает, твоя беги, моя стреляет». Уже поздно.
— К слову о Пушкине — какие книги вы читаете?
— Читаю очень много. Сейчас читал что-то из Веллера, а еще — сенсационные дневники, найденные в чемодане бывшего председателя КГБ Серова. Огромный том, там масса забавных и любопытных исторических подробностей.
— Есть книги, которые повлияли на вас?
— Конечно. Сейчас впервые произошел разрыв поколений из-за книг. Я, как и мой отец, как и мой дед, в детстве читал Фенимора Купера, Дюма, Жюля Верна и Джека Лондона. В ранней юности мы все — мое поколение, отцы, деды и прадеды — читали Ремарка и Хемингуэя.
А сейчас, с появлением гаджетов и компьютерных игр, вырастает в основном поколение дебилов. Цивилизация, фанатеющая по фильму «Отряд самоубийц». Он собрал миллиард в России за одни выходные. Час двадцать я пытался его смотреть. Честно пытался понять, что там привлекательного. Потом понял — абсолютно ничего.
Этот фильм смотрят люди, которые не читали Дюма и предпочли ему фастфуд — и в еде, и в потреблении духовной пищи. Все эти «Трансформеры-9», «Форсаж-18», «Мстители-45» — чушь собачья. Я не прошу их запретить, но это чудовищно. Я, естественно, брюзжу — возраст-то юбилейный (смеется).
— Мне кажется, что молодое поколение тонет в море литературы. Появилась масса современных авторов...
— Из русской литературы последнего десятилетия, а то и больше, меня ничего не трогает — я засыпаю. С интересом поглощал только Бориса Акунина. Некоторые люди сморщат лоб, но это прекрасная литература. Поверьте, ею будут зачитываться еще многие поколения. Думаю, что Акунина еще ждут экранизации.
— Ваши?
— Нет, он для меня слишком дорогой (смеется).
— Что думаете о «Гарри Поттере»? Высказывают мнения о необходимости внести поттериану в школьную программу.
— Не читал. Когда сын был маленьким, мы ходили с ним на эти фильмы. Он с интересом смотрел, а я благополучно спал.
— Засыпали как зритель или как режиссер?
— Никогда не смотрю фильмы как режиссер, только как зритель. Был бы «торжественным чудаком», если бы постоянно ощущал себя режиссером.
— Профессия всегда накладывает отпечаток...
— Возможно, но все по-разному устроены. Режиссером я себя ощущаю, когда прихожу на площадку. Это профессия для авантюристов, фантазеров и жуликов, как говорит Илья Авербах. Ты ничего не умеешь, но говоришь профессионалам, что они всё сделали неправильно (смеется).
Вообще моя личная глобальная теория заключается в том, что человечество не создаст чего-то более достойного в культуре, чем работы Микеланджело, полотна импрессионистов, кинематограф Чарли Чаплина, фильмы 1960-х или американское кино 1950-х. Чем дольше живу, тем больше в этом убеждаюсь.
— Но при этом вы снимаете новые фильмы...
— Это не значит, что надо уйти в монастырь или влезть в петлю. Я говорю в глобальном, историческом смысле. Ну а в повседневности я тоже хочу есть и должен зарабатывать.
— Вас нет в социальных сетях. Между тем соцсети превратились в рупор мнений. Не хочется высказываться?
— У меня нет дефицита мест, где я могу выразить свое мнение. Зачем мне дополнительные площадки?
— Обратная ситуация: одна известная дама отказывается от интервью, потому что считает, что высказывания в соцсетях эффективнее.
— Возможно. Но я-то точно не узнаю ее мнение, потому что ни на кого не подписан и ничего не читаю. Иногда Женя Малахова (певица, жена Давлетьярова. — «Известия») показывает мне свой Instagram — это максимум моего соприкосновения с социальными сетями.
Но я не против использовать соцсети в рекламе фильмов, например. Раньше я запрещал актерам выкладывать снимки со съемок, но когда узнал, сколько подписчиков у Кристины Асмус, разрешил ей постить всё, что она хочет. Может быть, когда выйду на пенсию, заведу аккаунт в социальной сети и начну писать что-то злобное, обличающее нравы (смеется).
— Отзывы о вашей работе вы узнаете из газет?
— Стараюсь их не читать. Если что-нибудь интересное напишут, мне пришлют выдержки, которые меня, возможно, заинтересуют.
— Сергей Урсуляк на последнем фестивале «Окно в Европу» сказал, что модель продюсерского кино себя не оправдала — всем должны заправлять режиссеры и сценаристы. Вы — режиссер, сценарист и продюсер. Что думаете по этому поводу?
— Не знаю, на чем основывались его выводы. Продюсер Златопольский продюсировал замечательную картину Урсуляка, которая называлась «Жизнь и судьба». Не собираюсь спорить, но я так не считаю.
— Финансирование детских фильмов планируется сократить из-за отсутствия хороших сценариев. А с маленьким бюджетом хорошее детское кино всё равно не снять. Ваше мнение как человека, который сейчас снимает детское кино?
— В Минкультуры правы на 100%. Но у меня хороший материал, и мне кажется, нам удастся что-то сделать. Здесь надо сказать о некой модели дальнейшего развития. Такая страна, как Россия, не может себе позволить не иметь кинематографа или литературы. Бельгия может, Канада может, а Россия — нет.
С омерзением вспоминаю установки начала 1990-х, когда произносилась чудовищная ересь: «Какие писатели, врачи, военные? Главное — экономисты, юристы, банкиры. Рынок всех расставит по местам». Что мы получили в результате? Омерзительное болото без всяких нравственных опор, целую армию Иванов, не помнящих родства. Поэтому кино нам нужно.
Мы упомянули «Отряд самоубийц». Его бюджет в два раза превышает бюджет всей российской кинематографии. Считаю, что в год нужно выделять хотя бы один такой бюджет на всех. Должна быть именно государственная поддержка, учитывая, что в огромной растущей сети кинотеатров в основном показывают американское кино. Нам будет сложно конкурировать с ним в дальнейшем.
— В юбилей загадайте желание: чего бы вам хотелось?
— Мира во всем мире и чтобы побыстрее наступил обед — мы с семи утра здесь «бомбим» (смеется). На самом деле я слишком суеверный, чтобы загадывать желания. Живу по принципу Скарлетт О'Хара: «Подумаю об этом завтра».
Справка «Известий»
Ренат Давлетьяров родился в 1961 году в Астрахани. В кино работает с 1985 года. Возглавляет Международный фестиваль продюсерского кино «Кино-Ялта», является президентом Гильдии продюсеров России. В качестве режиссера снял картины «Стальная бабочка», «А зори здесь тихие», «Чистое искусство» и др.