Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Ренат Давлетьяров: «Отряд самоубийц» смотрят люди, не читавшие Дюма»

Продюсер, кинорежиссер и сценарист — об успехе в киноиндустрии, цивилизации фастфуда и социальных сетях
0
Ренат Давлетьяров: «Отряд самоубийц» смотрят люди, не читавшие Дюма»
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С главой Гильдии кинопродюсеров России Ренатом Давлетьяровым корреспондент «Известий» встретилась на съемочной площадке. Накануне своего 55-летия кинорежиссер и сценарист снимает очередной фильм с рабочим названием «Волшебник».

— Когда вы начинали карьеру в киноиндустрии, думали, что достигнете таких высот?

— Каких высот? Что мне однажды исполнится 55? Больше скажу — я, как и все, задумывался о том, что когда-нибудь умру (смеется)

— Нет смысла перечислять количество организаций, которые вы возглавляете. Вас вновь переизбирала Гильдия продюсеров, вы успешны как режиссер... 

— Тогда я так далеко не думал. Честно говоря, я — достаточно легкомысленный человек. У меня нет глобального стратегического планирования. Я пришел в кино, потому что оно мне нравилось. Было неважно, на какую должность: работал я, по-моему, на всех. Сразу после института начинал постановщиком декораций — это человек, который бегает с молотком или с ведром. Всё шло само собой, органично.

— Вы не карьерист? 

— Абсолютно нет. 

— По вашей биографии не скажешь — сплошные повышения...

— Я по образованию вообще инженер-конструктор. Всё развивалось стихийно и, кстати, так и развивается до сих пор. Ничего рационального. 

— Неужели и свой режиссерский путь не анализировали? 

— Нет. Мне кажется, время еще не пришло. Я стал снимать поздно, надо наверстывать. Теперь я как машина «Зингер» или как Вуди Аллен — снимаю по фильму в год. Надо поставить на место некоторых режиссеров (смеется). Если говорить в целом, мне не стыдно за то, что я делаю, ни как продюсеру, ни как режиссеру.

— О карьере в Голливуде задумываетесь?

— Нет. Я учился в школе с углубленным изучением английского, учил его в институте. Но учил, как Пушкин латынь. Поэтому английский у меня такой: «Моя твоя не понимает, твоя беги, моя стреляет». Уже поздно. 

— К слову о Пушкине — какие книги вы читаете?

— Читаю очень много. Сейчас читал что-то из Веллера, а еще — сенсационные дневники, найденные в чемодане бывшего председателя КГБ Серова. Огромный том, там масса забавных и любопытных исторических подробностей. 

— Есть книги, которые повлияли на вас?

— Конечно. Сейчас впервые произошел разрыв поколений из-за книг. Я, как и мой отец, как и мой дед, в детстве читал Фенимора Купера, Дюма, Жюля Верна и Джека Лондона. В ранней юности мы все — мое поколение, отцы, деды и прадеды — читали Ремарка и Хемингуэя.

А сейчас, с появлением гаджетов и компьютерных игр, вырастает в основном поколение дебилов. Цивилизация, фанатеющая по фильму «Отряд самоубийц». Он собрал миллиард в России за одни выходные. Час двадцать я пытался его смотреть. Честно пытался понять, что там привлекательного. Потом понял — абсолютно ничего.

Этот фильм смотрят люди, которые не читали Дюма и предпочли ему фастфуд — и в еде, и в потреблении духовной пищи. Все эти «Трансформеры-9», «Форсаж-18», «Мстители-45» — чушь собачья. Я не прошу их запретить, но это чудовищно. Я, естественно, брюзжу — возраст-то юбилейный (смеется).

— Мне кажется, что молодое поколение тонет в море литературы. Появилась масса современных авторов...

— Из русской литературы последнего десятилетия, а то и больше, меня ничего не трогает — я засыпаю. С интересом поглощал только Бориса Акунина. Некоторые люди сморщат лоб, но это прекрасная литература. Поверьте, ею будут зачитываться еще многие поколения. Думаю, что Акунина еще ждут экранизации. 

— Ваши?

— Нет, он для меня слишком дорогой (смеется).

— Что думаете о «Гарри Поттере»? Высказывают мнения о необходимости внести поттериану в школьную программу. 

— Не читал. Когда сын был маленьким, мы ходили с ним на эти фильмы. Он с интересом смотрел, а я благополучно спал.

— Засыпали как зритель или как режиссер?

— Никогда не смотрю фильмы как режиссер, только как зритель. Был бы «торжественным чудаком», если бы постоянно ощущал себя режиссером.

— Профессия всегда накладывает отпечаток...

— Возможно, но все по-разному устроены. Режиссером я себя ощущаю, когда прихожу на площадку. Это профессия для авантюристов, фантазеров и жуликов, как говорит Илья Авербах. Ты ничего не умеешь, но говоришь профессионалам, что они всё сделали неправильно (смеется)

Вообще моя личная глобальная теория заключается в том, что человечество не создаст чего-то более достойного в культуре, чем работы Микеланджело, полотна импрессионистов, кинематограф Чарли Чаплина, фильмы 1960-х или американское кино 1950-х. Чем дольше живу, тем больше в этом убеждаюсь.

— Но при этом вы снимаете новые фильмы...

— Это не значит, что надо уйти в монастырь или влезть в петлю. Я говорю в глобальном, историческом смысле. Ну а в повседневности я тоже хочу есть и должен зарабатывать. 

— Вас нет в социальных сетях. Между тем соцсети превратились в рупор мнений. Не хочется высказываться?

— У меня нет дефицита мест, где я могу выразить свое мнение. Зачем мне дополнительные площадки? 

— Обратная ситуация: одна известная дама отказывается от интервью, потому что считает, что высказывания в соцсетях эффективнее.

— Возможно. Но я-то точно не узнаю ее мнение, потому что ни на кого не подписан и ничего не читаю. Иногда Женя Малахова (певица, жена Давлетьярова. — «Известия») показывает мне свой Instagram — это максимум моего соприкосновения с социальными сетями. 

Но я не против использовать соцсети в рекламе фильмов, например. Раньше я запрещал актерам выкладывать снимки со съемок, но когда узнал, сколько подписчиков у Кристины Асмус, разрешил ей постить всё, что она хочет. Может быть, когда выйду на пенсию, заведу аккаунт в социальной сети и начну писать что-то злобное, обличающее нравы (смеется).

— Отзывы о вашей работе вы узнаете из газет?

— Стараюсь их не читать. Если что-нибудь интересное напишут, мне пришлют выдержки, которые меня, возможно, заинтересуют. 

— Сергей Урсуляк на последнем фестивале «Окно в Европу» сказал, что модель продюсерского кино себя не оправдала — всем должны заправлять режиссеры и сценаристы. Вы — режиссер, сценарист и продюсер. Что думаете по этому поводу?

— Не знаю, на чем основывались его выводы. Продюсер Златопольский продюсировал замечательную картину Урсуляка, которая называлась «Жизнь и судьба». Не собираюсь спорить, но я так не считаю. 

— Финансирование детских фильмов планируется сократить из-за отсутствия хороших сценариев. А с маленьким бюджетом хорошее детское кино всё равно не снять. Ваше мнение как человека, который сейчас снимает детское кино?

— В Минкультуры правы на 100%. Но у меня хороший материал, и мне кажется, нам удастся что-то сделать. Здесь надо сказать о некой модели дальнейшего развития. Такая страна, как Россия, не может себе позволить не иметь кинематографа или литературы. Бельгия может, Канада может, а Россия — нет.

С омерзением вспоминаю установки начала 1990-х, когда произносилась чудовищная ересь: «Какие писатели, врачи, военные? Главное — экономисты, юристы, банкиры. Рынок всех расставит по местам». Что мы получили в результате? Омерзительное болото без всяких нравственных опор, целую армию Иванов, не помнящих родства. Поэтому кино нам нужно. 

Мы упомянули «Отряд самоубийц». Его бюджет в два раза превышает бюджет всей российской кинематографии. Считаю, что в год нужно выделять хотя бы один такой бюджет на всех. Должна быть именно государственная поддержка, учитывая, что в огромной растущей сети кинотеатров в основном показывают американское кино. Нам будет сложно конкурировать с ним в дальнейшем. 

— В юбилей загадайте желание: чего бы вам хотелось?

— Мира во всем мире и чтобы побыстрее наступил обед — мы с семи утра здесь «бомбим» (смеется). На самом деле я слишком суеверный, чтобы загадывать желания. Живу по принципу Скарлетт О'Хара: «Подумаю об этом завтра». 

Справка «Известий»

Ренат Давлетьяров родился в 1961 году в Астрахани. В кино работает с 1985 года. Возглавляет Международный фестиваль продюсерского кино «Кино-Ялта», является президентом Гильдии продюсеров России. В качестве режиссера снял картины «Стальная бабочка», «А зори здесь тихие», «Чистое искусство» и др.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир