Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Культура
Актер Вдовиченков получил роль в фильме «Мужу привет» без проб
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Политика
Мишустин даст старт строительству соединяющего РФ и КНДР моста
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Госдеп США одобрил продажу Польше 400 ракет класса «воздух – воздух» на $1,33 млрд

Атом во льдах: первый ледокол на Северном полюсе

Ровно 39 лет назад ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса
0
Фото: РИА Новости/ Юрий Лушин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

17 августа 1977 года cоветский атомный ледокол «Арктика» в результате сложнейшей экспедиции достиг Северного полюса и стал первым судном в истории надводного плавания, которому удалось это сделать.

Всего в России и СССР было построено 10 атомных ледоколов, шесть из них относятся к типу «Арктика» (серия проекта 10520). Основной задачей этих ледоколов было обслуживание Северного морского пути, соединяющего Европейскую часть России и Дальний Восток. «Арктики» также использовались для проведения других судов в рамках экспедиций в условиях ледяных северных морей.

26 декабря 1972 года ледокол «Арктика» был спущен на воду, а уже в апреле 1975-го над ним поднялся флаг. Это было настоящее произведение кораблестроительного искусства: судно было рассчитано на 150 человек и около восьми месяцев автономного плавания. Ледокол, помимо служб связи, радиационной безопасности и прочих необходимых для такого объекта подразделений, имел свою инфраструктуру для воздушной ледовой разведки (на судне был свой бортовой вертолет), а также стоматологический и хирургический блоки в медицинской части, клуб-кинозал на 108 мест, спортзал, библиотеку, музыкальный и шахматный салоны, плавательный бассейн, учебный класс, две финские бани, парикмахерскую, фотокаюту и бытовую мастерскую — словом, всё необходимое для комфортного проживания экипажа при длительной оторванности от Большой земли.

Подготовка похода на Северный полюс проходила в Мурманском морском пароходстве, и разработка деталей рейса стала для всех новой сложной задачей. Починка любых поломок становится критически важной, когда речь идет о гигантском судне с ограниченными ресурсами жизнеобеспечения, затертом во льдах.

Обычное число членов экипажа — 150 — в рейсе на Северный полюс возросло до 207 за счет специалистов из разных научных и технических институтов и организаций. Они контролировали исправность всех систем и даже разрабатывали специально для этого похода особые измерительные приборы — например, на расстоянии измеряющие толщину льда.

9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманского порта, а уже через пять дней капитан Юрий Кучиев вывел ледокол в поля многолетних льдов тольщиной в несколько метров. Несколько раз судно заклинивало, а сам процесс пробивания льда напоминал дробление камней из-за поступательных движений ледокола вперед-назад.

Атом во льдах: первый ледокол на Северном полюсе

17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени ледокол «Арктика» достиг точной географической точки Северного полюса — ровно через 450 лет после первой известной попытки (экспедиция Роберта Торна в 1527 году). Членами экипажа на лед была спущена стальная установка для поднятия флага Советского Союза, к которому прикрепили древко от флага экспедиции Седова, который не дошел до полюса. Также на полюсе был оставлен памятный набор: металлическая плита c гербом СССР, капсула с проектом Конституции СССР и текстом гимна и сувенирный штемпель похода, которым проштамповали открытки, письма и фотографии.

Лекодокол «Арктика» был выведен из состава флота в 2008 году, потому что реакторы судна выработали свой ресурс. Теперь ледокол ждет утилизация, полная стоимость которой оценивается в 1,3–2 млрд рублей с выделением средств по федеральной целевой программе.

В 2012 году инициативная группа начала сбор подписей под обращением с просьбой о сохранении этого ледокола в качестве корабля-памятника. Специалисты Полярной комиссии Русского географического общества утверждают, что ядерные реакторы ледокола после некоторых проведенных работ опасности не представляют и судно можно переделать в научно-учебный центр и музей.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир