Евгений Водолазкин готов написать о «Танце» Матисса


Руководство Пинакотеки Брера в Милане привлечет знаменитых писателей к обновлению этикеток для своей коллекции итальянского искусства. По словам директора музея Джеймса Брэдберна, это «гораздо более простой, гибкий и экономически эффективный» способ обновить репрезентацию постоянной коллекции, чем составление временных экспозиций».
В пресс-службе ГМИИ имени Пушкина такой метод привлечения посетителей назвали оригинальным. Поддержал идею, хотя и не счел ее свежей, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна» Евгений Водолазкин. Диалог и взаимодополняемость двух искусств писатель однажды уже продемонстрировал, поместив на обложку своей книги «Авиатор» картину Михаила Шемякина.
— Идея хорошая: где одно искусство оканчивается, там начинается другое. Не всё можно выразить в живописи, и тогда на помощь приходит слово. Вот что, видимо, хотели сказать миланцы своим экспериментом, — сказал Евгений Водолазкин.
По мнению писателя, этот процесс взаимный: визуальное искусство тоже может продолжить идею литературного произведения.
— Там, где слово бессильно, вступает в силу живопись. Я это говорю, пользуясь не какими-то абстрактными идеями, а собственным опытом: картина Шемякина, на мой взгляд, гениальная, она продолжает текст моего романа, но уже за пределами его словесной ткани, — рассказал литератор. — Поскольку я живу в Питере, с удовольствием составил бы этикетку к «Танцу» Матисса — это гениальная картина, и когда я бываю в Эрмитаже, то непременно хожу смотреть на нее.
Есть свои предпочтения и у Марии Метлицкой.
— Я бы с удовольствием составила этикетки для произведений русского авангардного искусства 1920–1930 годов, — заявила писательница.
Предложение сделать описания предметов искусства для Пинакотеки Брера в Милане уже приняли Али Смит, Орхан Памук и Сара Дюнан. Писатели будут работать с произведениями, которые выбрали они сами. В ближайшие два года музей планирует обновить 60–75 этикеток.
Пинакотека Брера — крупнейшая картинная галерея Милана и Ломбардии. В 38 залах музея выставлено более 400 произведений искусства, в том числе фрески Браманте, Луини и Фоппа (XV в.), полотна Тициана, Рафаэля и Тинторетто (XVI в.), Караваджо и Рубенса (XVII в.), Франческо Айеца (XIX в.), а также шедевры итальянского искусства первой половины XX века, представленного работами Модильяни, Моранди, Боччони, Карра и других мастеров.