Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
Bloomberg рассказал о возможной инсайдерской торговле со стороны бизнесменов США
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 21 апреля
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Мир
Папка с секретными документами Белого дома утекла в общий доступ из-за ошибки
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Компромат теряет силу

Аналитик Василий Колташов — о том, почему грязные технологии больше не работают
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Черный пиар — «супероружие» 1990-х годов — в современной России потерял силу.

Еще на старте нынешней избирательной кампании администрация президента и ЦИК осудили использование грязных технологий. Призыв к честному соперничеству был дополнен организацией в регионах активного противодействия черному пиару с помощью специально сформированных рабочих групп. С этой же целью создаются объединения экспертов и общественников. Всё это разительно отличается от прежних рекомендаций, когда потерпевшим просто предлагали идти в суд и там доказывать свою правоту.

Тогда, в российской политике 1990-х годов, понятия «черный пиар» и «пиар» стали чуть ли не синонимами. В реалиях тех лет связь с общественностью стала пониматься как набор технологий по манипулированию общественным мнением. Ради достижения тех или иных политических целей грязные технологии активно пускались в ход и демонстрировали свою эффективность.

До начала экономического подъема нулевых годов российское общество было намного более доверчивым. Люди верили в гигантских крыс в московском метро, в заговоры сионистов и инопланетян, а еще во многие якобы скрываемые от них факты. В экономике царил хаос, предопределявший хаос и в головах. Черный пиар был настолько эффективен, что миф о его всемогуществе держался долгие годы. Экономика страны вышла на рост нулевых лет, потом преодолела  глобальный кризис, но вера в силу черного пиара и успешность построенных на нем избирательных стратегий сохранялась.

Даже теперь заказчики не всегда понимают, насколько упала эффективность грязного пиара — доступный интернет и электронные средства коммуникации невероятно облегчают проверку случайной информации. Повлиял здесь и кризис. Россияне стали более скептичными и требовательными к содержательной части политической риторики. Люди ждут не ошеломляющих сенсаций, а реальных дел и позитивных программ.

Казалось бы, слабость грязных технологий стала очевидна. Тем не менее они продолжают применяться. Исполнителям за это хорошо платят, а заказчиков пока не становится меньше. 

С того времени как вернулись выборы губернаторов и одномандатные округа на выборах в Госдуму, некоторые главы регионов занервничали. Им стало казаться, что любой «сильно победивший» на выборах в Думу по округу может затем попытаться прорваться в губернаторы. А если этот депутат обрастет связями в Москве, то совсем беда. Лучше уж протащить своих и ослабить сильные фигуры. Как это сделать? Конечно, с помощью «супероружия» — черного пиара, особенно если есть возможность «покрутить» биографию потенциального соперника в региональной прессе.

Заказчиками грязных технологий в первую очередь могут стать слабые кандидаты. В «черных» атаках на парламентскую четверку заинтересованы малые партии, для которых прорыв в Думу возможен только в том случае, если старые великаны потеснятся — потеряют часть голосов. Однако сколько бы заказов ни набрали в эти выборы политтехнологи, факт остается фактом: черный пиар вряд ли обеспечит им успех в дальнейшем, поскольку всё более теряет эффективность.

Ведь сегодня в условиях широких информационных возможностей атаки с применением методов черного пиара достаточно просто и успешно отбиваются или, по крайней мере, не оправдывают ожиданий заказчиков. При наличии политической воли и фантазии атакуемые получают возможность обратить ситуацию в свою пользу: нас пытаются дискредитировать, потому что нас боятся.

Поэтому, несмотря на то что черный пиар будет применяться и дальше, он всё чаще будет давать обратный эффект, ударяя бумерангом по самим заказчикам, компрометируя их и выставляя подвергшихся атаке кандидатов в роли жертвы.

Впрочем, нельзя сказать, что при всей политической неэффективности применение черного пиара  безобидно для электората. Грязные технологии бьют не только по конкретным политикам, против которых они направлены, но и по доверию избирателя к самому институту выборов. Они вызывают раздражение, усталость, безразличие, усиливая гражданскую апатию. А это уже серьезно.

Автор — руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир