Мелкооптовые цены на топливо снижаются
Цены на дизельное топливо и бензин, как и предрекали эксперты, начали демонстрировать отрицательную динамику. Премиальность российского рынка всё же привела к увеличению объемов продаж. За прошедший месяц средние цены на дизель в мелкооптового сегменте снизились на 675 рублей за тонну, на бензин — на 216 рублей. Самое большое падение стоимости произошло в столичном регионе — 1725 и 1 тыс. рублей соответственно. Больше всего выросли цены на дизель в Крыму — на 1015, на бензин там они также продемонстрировали рост — 200 рублей за тонну.
В большинстве областей страны топливные цены на нефтебазах начали демонстрировать отрицательную динамику. Это, как отмечают эксперты компании «Алгоритм топливный интегратор», стало запоздалой реакцией на снижение биржевых индексов и увеличение объема продаж.
Так, биржевые сделки с бензином Аи-92 в июне в Московском регионе подешевели почти на 1,5 тыс. рублей за тонну. В регионах (см. таблицу) этот эффект, учитывая инерционность мелкооптового рынка, отобразился месяц спустя снижением мелкооптового рынка в среднем на 200 рублей за тонну, хотя в отдельных областях провал достигает свыше тысячи рублей. К примеру, в Ростове (-1012 рублей) и Москве (-1 тыс. рублей). В среднем по стране, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», стоимость бензина в мелком опте составляет 44,558 тыс. рублей за тонну. В рознице — 35,3 рубля. За месяц рост составил 59 копеек.
Больше всего участники рынка ждали снижения цен на дизельное топливо, которое в последнее время торгуется с премией к экспортному рынку примерно в 5 тыс. рублей.
Стоимость топлива в столичном регионе продемонстрировала рекордный показатель — падение на 1825 рублей за тонну. А вот в Крыму — рекордный рост на 1015 рублей за такой же объем.
— Это объясняется прежде всего высокими транспортными расходами поставщиков нефтепродуктов. Основные поставщики бензина и дизтоплива в Крым — это «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть». «Роснефть» поставляет нефтепродукты в Крым со своего Туапсинского НПЗ, «Лукойл» — с НПЗ в Волгограде, но обе компании используют паромную переправу для доставки нефтепродуктов в Крым, так как пока не построен автомобильный мост, других возможностей легально доставлять нефтепродукты в Крым не существует. «Газпром нефти» доставлять в этот регион нефтепродукты сложнее всего, так как в Крым эта компания поставляет в основном нефтепродукты, производимые ее дочерней компанией «Славнефть» в Белоруссии, соответственно, бензин и дизтопливо «Газпром нефти» при сравнимом качестве будут стоить дороже, чем у конкурентов, — говорит Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического отдела компании «Альпари».
В среднем же по России стоимость топлива в мелком опте составляет 37,668 тыс. рублей за тонну. В рознице — 35,58 рублей, за месяц цена упала на 10 копеек.
Как писали «Известия», ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предъявляла претензии к нефтяным компаниям из-за столь высокой премии внутреннего рынка по дизтопливу. В мае, когда экспорт дизельного топлива был более привлекательным по сравнению с его реализацией на внутреннем рынке, нефтяные компании резко снизили продажи товара на бирже и увеличили экспортные поставки. Так, в марте 2016 года доминирующие компании реализовали на СПбМТСБ 339 тыс. т дизельного топлива в соответствии с требованиями совместного приказа ФАС России и Минэнерго России, по данным биржи, а в мае — уже 233 тыс. т. В итоге биржевая цена дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа выросла более чем на 12% — до 34,35 тыс. рублей за тонну.
Но конъюнктура рынка поменялась в июне, а цены нет. Нефтяники заявляли «Известиям», что текущие отличия в показателях — следствие временного лага: активная биржевая торговля отличается от экспортных контрактов, которые, как правило, заключаются сроком на месяц.
— Как следствие, ожидается, что уже в ближайшее время ситуация с обеспечением ресурсом внутреннего рынка и площадки СПбМТСБ может радикально измениться, что неминуемо приведет к изменению стоимостных показателей. В связи с этим «Роснефть» считает действующий норматив продаж дизельного топлива на бирже оптимальным и соответствующим рыночным императивам ограничения дисбаланса в пользу какой-либо категории участников торгов, — говорили в «Роснефти».
По словам заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, сейчас на бирже торгуется свыше 7% от объема потребления дизельного топлива в стране при 5% обязательных. Кроме того, запасы этого вида топлива составляют свыше 2 млн т. По данным Минэнерго, за июль производство дизеля составило 6,43 млн т, что на 1,2% больше, чем месяцем ранее. Анатолий Голомолзин отмечает, что к осени, когда спадет сезонный спрос, цены должны еще снизиться.