Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Виктор Ерофеев: Фазиль Искандер был достоин Нобелевской премии

Известный писатель — о том, кем был для русской литературы Фазиль из Чегема
0
Виктор Ерофеев: Фазиль Искандер был достоин Нобелевской премии
Фото: ТАСС/Евгений Курсков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

31 июля не стало Фазиля Абдуловича Искандера. О том, каким он был, корреспонденту «Известий» рассказал Виктор Ерофеев.

— Виктор Владимирович, вы встретились с Фазилем Искандером в альманахе «Метрополь»?

— Фазиль пришел в «Метрополь» и стал нашим пятым редактором. На тот момент команда альманаха состояла из четырех человек: Василий Аксенов, Андрей Битов, Евгений Попов и я. Когда к нам присоединился Фазиль Искандер, это упрочило наши позиции. Его хотели отмежевать от нас, но он не отмежевывался. И надо сказать, что в начале он был очень умеренным, но потом его позиция стала более определенной. И как-то он заявил, что мы живем в стране, которая напоминает «детский сад строгого режима». Что, собственно говоря, так и было. 

— Альманах был задуман против засилья цензуры в СССР.

— Фазиль был одним из тех людей, которые были сильнее политической косности. Его личность была сильнее политической системы. Поэтому он и пришел в «Метрополь». И еще потому, что он считал, что человек достоин более приличной жизни. Это были еще совсем-совсем советские времена. 1979 год. И еще никто не знал, чем это всё кончится.

Он не любил казарменный коммунизм, в котором мы жили, но, с другой стороны, не был фанатиком каких-то политических раздумий, он все-таки больше склонялся к поэзии жизни, нежели к политике жизни.

— В чем главная особенность Фазиля Искандера?

— Сочетание невероятно мягкого и гибкого ума и таланта. В результате у него получалась совершенно уникальная проза, в которой были юмор и сатира, а вместе с тем какая-то невероятная южная, абхазская доброжелательность. Он был последним человеком из наших больших писателей, которые писали о своем собственном народе нефальшиво и при этом удивительно общенационально. Искандер был понятен для всех. Создатель своей собственной литературной страны, в которой люди располагались по нравственным ценностям. Он говорил не афоризмами, но близкими к ним сочетанием слов. И это не записное остроумие, а, скорее всего, умение сформулировать мир, в котором мы живем.

— Что для вас его уход?

— Я сейчас нахожусь в Швейцарии, в горах, и когда мне позвонили и сказали, что Фазиль умер, почему-то мне тут же пришли воспоминания 37-летней давности. Мы отмечали его 50-летие в каком-то ресторане в Черемушках. Как же его все любили, как высоко ценили его талант. Конечно, Фазиль был одним из тех русских писателей, которые вполне достойны Нобелевской премии. Я бы ему дал Нобелевскую премию просто за то, что он создал свой собственный литературный язык. Для меня Фазиль был человеком удивительной нравственной прозрачности.

— Ваш литературный язык разнится с языком Искандера. Как вам удавалось быть вместе и делать одно дело?

— Действительно, Фазиль был человеком классической, я бы сказал, традиционной культуры. Поэтому, можно сказать, что его искрило, когда он читал мои тексты. Потом такой литературе дали определение — постмодернизм. А он считал, что это то творчество, которое не дает возможности разобраться, где добро, а где зло. Ну а я как раз считал, что такое традиционное творчество, которым занимался он, не дает возможности разобраться ровно в том же предмете. Тут мы с ним находились на позиции дискуссии. Но это всегда были добрые диалоги. И это неудивительно, потому что мы делали один и тот же «Метрополь» и для нас для всех он был школой литературного плюрализма. Это самое главное, что было в «Метрополе».

— Фазиль Искандер вошел не только в отечественную литературу, но и признан мировым классиком.

— Он навсегда в литературе, навсегда в России, и я думаю, что его физическая смерть — это для всех трагедия, а литературной смерти у него не будет вообще.

— Когда вы в последний раз с ним общались?

— Давно мы с ним не виделись, потому что он долго болел. Но при этом я постоянно находился в контакте с той мыслью, что он жив и в общем с ним все в порядке. Но во времена «Метрополя» мы были достаточно близки, чтобы я имел право сказать, что Фазиль Искандер — это прошлое и будущее нашей литературной культуры. Он абсолютно уникальный человечек по свои душевным, духовным и литературным проявлениям.

 Справка «Известий»

Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в Абхазии, в Сухуме. Самые известные его произведения: роман «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чико», повесть «Кролики и удавы», «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт» и др.​​​​​​​  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир