Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Против экс-замглавы Минобороны Иванова могут возбудить еще три дела
Спорт
Сергей Ковалев одержал победу над Артуром Манном и завершил карьеру
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении двух БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
СМИ узнали о разработанном США плане мониторинга прекращения огня
Мир
Госдеп не стал связывать сделку с Украиной по ископаемым с возможным перемирием
Мир
Экс-футболист «Монако» и сборной Хорватии Покривач погиб в ДТП в возрасте 39 лет
Общество
Памятник военкору «Известий» Еремину установили на Троекуровском кладбище
Мир
В США заявили о готовности признать Крым российским
Общество
Студенты притворялись иностранками и выманивали деньги на сайтах знакомств
Спорт
РФС пожизненно дисквалифицировал Мерзлюка и Симбаева за договорной матч 2024 года
Мир
В Эквадоре в результате стрельбы на петушиных боях погибло 11 человек
Мир
Благодатный огонь сошел в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Мир
Путин проведет переговоры с султаном Омана 22 апреля в Москве
Армия
Минобороны показало кадры боевой работы расчетов БПЛА тульских десантников
Общество
Вильфанд предрек Центральной России аномальное тепло до вторника
Общество
Концертный директор рассказал о состоянии Боярского после падения в театре
Общество
Патриарх Кирилл обратился к верующим с пасхальным посланием

Для Арктики построят боевые ледоколы

Корабли могут быть созданы на базе новейшего ледокола ЛК-110Я «Лидер»
0
Для Арктики построят боевые ледоколы
Фото: ТАСС/Светлана Холявчук
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Военно-морской флот рассматривает возможность принятия комплексного решения по созданию специальной группировки кораблей ледокольного и ледового классов для защиты островов и арктического побережья страны. Как сообщил «Известиям» советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин, в стране создается флот военных ледоколов, к которым могут добавиться ударные корабли ледового класса, способные нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.  

— Недавние учения Вооруженных сил по высадке десанта на остров Котельный в Арктике при поддержке кораблей Северного флота показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут свободно действовать в арктических широтах, — рассказал «Известиям» Валерий Половинкин. — Толщины бортов даже самых современных из них не хватает для того, чтобы выдержать воздействие колотого льда. Вместе с тем стоит задача постоянного присутствия в регионе.

Специалист напомнил, что задачу перед Минобороны поставил Верховный главнокомандующий Владимир Путин. Кроме защиты наших экономических интересов по транспортировке природных ресурсов, добываемых на севере, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, Арктика представляет еще и зону повышенной опасности.

— Размещение в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk позволяет простреливать три четверти нашей территории, недоступной ни с одного другого направления, — напомнил Валерий Половинкин. — Это одна из главных причин столь активного развития военной инфраструктуры на севере страны и архипелагах арктических морей. Собственно для ее обеспечения и необходимо круглогодичное морское сообщение, которое может обеспечить сегодня только ледокольный флот.

Один из первенцев военного ледокольного флота — проект 21180 «Илья Муромец», построенный специально по заказу Минобороны. 

— Его главное ноу-хау — использование винторулевых колонок, — объяснил «Известиям» один из разработчиков ледокола, главный конструктор центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов. — Их еще называют азиподы (Azipod). В традиционных двигательных системах двигатель находится внутри корпуса судна и вращение передается на винт посредством промежуточных валов, иногда через редуктор. Azipod состоит из высокомоментного электродвигателя, расположенного в отдельном корпусе — поде. Гребной винт установлен непосредственно на валу электродвигателя, что позволило передавать вращающий момент с двигателя непосредственно на винт, минуя промежуточные валы или редукторы, и тем самым экономить ресурсы судна.

Установка закреплена вне корпуса и с помощью шарнирного механизма может вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет получить лучшую маневренность судна как по курсу, так и по скорости по сравнению с обычными движительными установками. Применительно к ледоколам проекта 21180 это позволяет кораблям двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть бортом.

— К современным ледоколам сегодня предъявляется значительно больше требований, чем к аналогичным судам ранее, — отметил Андрей Обухов. — Ледокол должен не только ломать лед, осуществлять проводку кораблей, но и выполнять вспомогательные функции: спасательные, инженерные работы, доставлять грузы. То есть современный ледокол — это автономный многофункциональный комплекс, решающий большое количество задач. На ледоколах проекта 21180 для этого есть площадка под размещение вертолета и автономный погрузочный кран.

Как объяснил Валерий Половинкин, из-за особенности конструкции корпуса ледокола на судне не остается места под размещение комплексов вооружения. Именно поэтому Крыловский научный центр ведет проработку проекта боевых кораблей ледового класса, способных действовать в связке с ледоколами. Такие корабли есть у Норвегии, США, Швеции и Канады. 

— Облик отечественного ударного корабля ледового класса еще обсуждается с военными, — подчеркнул Половинкин. — Но уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я «Лидер».

Как рассказал «Известиям» гендиректор и главный конструктор ЦКБ «Айсберг» (дочерняя структура Крыловского научного центра) Александр Рыжков, это первое судно ледового класса, на котором будет установлен атомный реактор нового поколения РИТМ-400, выдающий 60 МВт мощности. Судно способно пройти через двухметровый лед со скоростью 14 узлов (обычные ледоколы при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов). На «Лидере» будет стоять два реактора, что обеспечит ему невиданную для ледоколов мощность. 

— При меньшей скорости он сможет преодолеть лед толщиной 4,5 м, — уточнил Александр Рыжков. — Традиционные маршруты проводки караванов судов проходят вдоль нашего арктического побережья. Мощности «Лидера» будет избыточно, чтобы в любое время года и при любом состоянии льда пересечь Северный полюс хоть вдоль, хоть поперек. Судно создается в интересах гражданского заказчика, но в наше время именно этот сектор кораблестроения становится локомотивом для принятия соответствующих решений военными.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир