Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Осуждение оперы

Большой театр закрыл сезон драматической легендой о Фаусте и Мефистофеле
0
Осуждение оперы
Фото: Дамир Юсупов/Большой театр
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первый раз сочинение Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» — о герое, решающем противоречия бытия с помощью дьявола и жестоко за это наказанного, — прозвучало на сцене Большого в 1907 году. Последний — в 2004-м. При этом статистика постановок не содержит упоминаний об оперных прочтениях шедевра — только концертное исполнение, даже не популярный ныне semy-stages. Впрочем, как и завещал Гектор Берлиоз, назвавший свое произведение драматической легендой, но не оперой.

Однако на сей раз в Большом не удержались от соблазна обыграть два с половиной часа музыки. Инициатором, думаю, был музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев — он не раз исполнял «Осуждение» на различных эстрадах мира и привозил его с Национальным оркестром Тулузы в Большой зал консерватории. В качестве режиссера был приглашен патриарх европейского театра Петер Штайн, известный постановкой  грандиозного «Фауст-марафона» в рамках ганноверской выставки Expo-2000.

Во взглядах на «Фауста» молодой дирижер и маститый режиссер разошлись. Штайн относит это за счет позднего включения Тугана в сценические работы, но причина, скорее всего, в несовпадении ментальностей.

Осуждение оперы











Сохиев играет очень французскую музыку (сказывается долгая работа с оркестром Тулузы), при всей грандиозности замысла сохраняющую элегантность и восхитительную артистическую небрежность. В ней много внешнего блеска, но мало подлинной непосредственности.

Из певцов в данном случае особенно хороши те, кто более заботится не о психологической правде, а о вокальной красоте. Александр Виноградов (Мефистофель), играючи проверяющий, сможет ли его баритон освоить басовые низы, и Юстина Грингите (Маргарита), испытывающая в сопрановых регистрах свое меццо, выглядят убедительнее Артура Чакон-Круса (Фауст), который трогательно выпевает каждую ноту, но от избытка чувств срывается в верхах.  

Осуждение оперы
























Штайн, в отличие от своих изысканных коллег, в режиссерских штудиях искренен, добротен и основателен, что и предполагает избранный им бесхитростный жанр мистерии. Девиз маэстро — простота, простота и еще раз простота.

На венгерский марш с броской мелодией и возбуждающим ритмом марширует пара взводов. Коленцев в эпизоде немало, и пока маршировка не завершится боем и тотальным укладыванием, зритель успевает устать и от музыки, и от сцены. Наслаждение нежной колыбельной и воздушным вальсом прерывает блуждающий между розовых лепестков миманс, несущий Фауста и Маргариту, как павших в боях героев. Фауст-философ с мятежным «Воззванием к природе» возникает на фоне допотопной видеопроекции с бурлящей водой и катящимися в бездну валунами, а на «Менуэт блуждающих огней» толпа статистов с неоновыми палочками совершает «змейки» и «волны».  

Осуждение оперы











В одной из самых драматических сцен — «Скачке в бездну» — задействован старинный летательный прибор Flugwerk, отживший свой век еще во времена кудесника императорской сцены Карла Вальца, а также неизменная видеопроекция, буквально иллюстрирующая упоминающихся в тексте змей, скелеты и черепа. Ну и апофеоз этой святой простоты — ад с чудищами в гофрированных одеяниях и вознесение Маргариты на тросике в окружении рыжекудрых дев.

Сказать, что музыка опошлена, — нельзя. Режиссер трудился честно, в рамках четко обозначенной концепции. Упрекать дирижера в нежелании ей следовать язык не повернется. У него на пульте партитура, где прописано совсем другое. Остается, наверное, единственный выход — прислушаться к композитору, который, как хорошая мать, знает все достоинства и недостатки своего ребенка. Не хотел Берлиоз оперу — ну значит, так тому и быть.

«Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза, спектакль Большого театра, 2016. Дирижер-постановщик — Туган Сохиев. Режиссер-постановщик — Петер Штайн. Художник по костюмам — Нана Чекки.  Художник по свету — Иохим Барт. Главный хормейстер — Валерий Борисов.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир