Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Борис Гребенщиков: «Петь — лучше, но если есть вопросы, отвечу»

Лидер группы «Аквариум» — об отложенной премьере «Золотого букета», уличных выступлениях и предсказаниях Дэвида Боуи
0
Борис Гребенщиков: «Петь — лучше, но если есть вопросы, отвечу»
Фото: РИА НОВОСТИ/Евгения Новоженина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последний июльский день группа «Аквариум» сыграет сольник в столичном клубе «16 тонн». А две минувшие недели оказались едва ли не единственными в году, когда в гастрольном графике группы образовался небольшой перерыв. Именно в это время ожидался выход занимательного альбома «Золотой букет», составленного из кавер-версий советско-российских песен прошлого века. Об этом и не только Борис Гребенщиков рассказал обозревателю «Известий». 

— Релиз альбома должен был состояться 15 июля. Но этого не произошло. Почему?

— Пришло письмо из одного из агентств по охране авторских прав. Сказано, что мы должны заплатить им за право исполнения; мы бы и рады, но они запросили за две песни сумму во много раз большую, чем стоила запись всего альбома и тем более чем за этот альбом когда-либо удастся получить.

— Какова теперь вероятность, что он все-таки появится в ближайшем будущем, и от чего это зависит?

— Только от того, сможем ли мы с ними договориться о каком-то разумном решении. 

— Открывает альбом тема «Случай в Ватикане», известная по меньшей мере в четырех или пяти версиях, с разным текстом. На какую ориентировался ты?

— Ту версию «Случая в Ватикане», которую мы записали, я нашел в подаренном мне кем-то песеннике 1940–1950-х годов. Начал изучать, откуда она взялась, и узнал прекрасную историю. После войны люди, ходившие по дворам и электричкам с жалобными песнями, в какой-то момент почувствовали репертуарный кризис. Нужные песни кончились.

Тогда они обратились к студентам Ленинградского театрального института и заказали им за довольно большие деньги и на условиях полной анонимности сочинение новых жалобных песен. Главным условием было, чтобы в конце содержалась просьба об оказании исполнителю немедленной финансовой помощи. Ну студенты и постарались от всей души. Среди написанных на заказ песен оказался и «Случай в Ватикане». Ну как после этого я мог его не спеть?

— Где-то мне попалась фраза, что в «Золотой букет» вошли твои «любимые советские песни». Это так?

— Многие появились задолго до советского периода. И я бы не сказал «мои любимые». Всё началось с четырех песен, которые «митьки» в начале 1990-х попросили нас спеть для каких-то своих альбомов. Я было начал отнекиваться, а потом вслушался и проникся глубокой их красотой. И уже не мог их не записать. Мы пробовали исполнять много других старинных песен. Но сделать их хорошо у меня не получилось. А этими я остался доволен. Ну а к первым четырем за 22 года добавились и остальные.

— Часть аудитории «Аквариума» может принять песни из «Золотого букета» за твои новые сочинения?

— Нет, конечно. Большинство этих песен давно у всех на слуху. К тому же понятно, что у меня так не выйдет. Они много совершеннее того, что пишу я.

— Большинство этих вещей в разные годы звучали на ваших концертах...

— Но в наши альбомы ни одна из них еще не входила. Только «Катя-Катерина», но она звучала в другой редакции. И еще, как я уже сказал, «митьки» тогда опубликовали четыре песни. Но альбомы «митьков» — редкость, и получается, что песни просто пропадают. Я много раз ставил записи, которые вошли сейчас в «Золотой букет», самым разным людям, и выяснялось, что ни одной этой песни в нашем исполнении они не слышали. Вот я и решил, что стоит их собрать в одном месте.

— «Аквариум» будет делать концертную программу на основе «Золотого букета»?

— Нет. Это невозможно. Давно умер аккордеонист Сережа Щураков, принимавший участие в записи большинства песен. Его заменить никто никогда не сможет. Но дело не только в этом. Мы записали эти песни не для того, чтобы играть их на концертах, а потому, что это прекрасные русские песни. Большая часть этих записей существует где-то в интернете. Но многим и в голову не придет их там искать и собирать. Некоторые даже не очень представляют, как это делать. Мы хотели просто облегчить людям работу.

— Уже достаточно долго длится серия уличных выступлений «Аквариума». Это такая игра в менестрелей или тестирование народа на степень его раскрепощенности?

— Ни то ни другое. Мы делаем это для удовольствия, не предполагая какой-то выгоды. Нам не нужно кого-то «тестировать» или «играть в менестрелей». Просто мне всегда хотелось поиграть на улице или в метро, и в какой-то момент это стало возможным. Мы попробовали, нам понравилось, и мы продолжаем. Сыграли уже в 24 городах. Пока ни разу не было проблем — ни с народом, ни с местными властями.

— Если в каком-то городе ты начнешь петь и в течение получаса рядом не появится ни единого человека, ты продолжишь или уйдешь?

— Мы же играем для удовольствия сыграть, а не для парада. Вот в Воронеже, например, вместо людей были собаки. Мы заиграли «Собачий вальс», и поначалу нас слушала одна собака, а к концу песни их собралось около 20 и они очень веселились. 

— А как поступишь, если люди начнут бросать монеты и купюры в гитарный футляр?

— А они и бросают. Деньги идут в общий котел. У группы в дороге всегда много расходов.

— Череда смертей великих музыкантов в этом году началась с ухода Дэвида Боуи. На тебя это как-то повлияло?

— Смерть — естественное завершение жизни. Рвать волосы и посыпать голову пеплом по этому поводу — театральная патетика. Музыка Боуи со мной всегда, а лично с ним мы очень давно не общались. Однако в свое время он мне немало помог и делом, и советами, а я — чем дальше, тем больше — понимаю, какой он был великий музыкант и удивительный человек. Однажды в 1988 году он мне подробно (и очень точно) предсказал, какие неприятности будут у западной цивилизации происходить с исламским миром, а тогда об этом никто и не думал.

— Удалось ли «перенастроить» группу, после того как осенью прошлого года «Аквариум» потерял Бориса Рубекина?

— Упокой Господь его душу. Мне Бори очень сейчас не хватает. А «перенастраивать» ничего не пришлось. Мы всегда исходим из того, что есть в данный момент. Естественно, после Бориса никакого другого клавишника у нас не будет. И какие-то вещи теперь мы играем совсем по-другому.

— Ты уже многие годы ведешь на радио авторскую программу «Аэростат». Почувствовал, что за это время появились те, кто именно из нее черпает новые знания о музыке?

— Мне пишет много людей, и я понимаю, что «Аэростат» слушают уже 11 лет. Значит, всё затевалось не зря. Конечно, я счастлив от этого.

— Интернет ты используешь исключительно для распространения своей музыки и различной информации, связанной с «Аквариумом», или еще и как инструмент обратной связи?

— Исключительно в информационных целях. В Сети стало плохо с обратной связью, слишком много троллей. А для связи есть почта.

— А как развивается основанная в Сети под эгидой «Аквариума» «Северо-Западная Ложа Великих дворников и Беспечных рыбаков»?

— Это вопрос не ко мне, а к людям, ведущим ресурс «Круги». Я не очень за этим слежу, мне и так не хватает времени на собственно музыку. Иногда отвечаю на письма. Этого достаточно.

— Какие письма тебе в основном адресуют? 

— Пишут, как положено, обо всем на свете. О балете, пчеловодстве, вязании, неизученных проблемах жизни пиратов в начале XVIII века. Немало и философских вопросов. Когда у меня есть время, стараюсь всем ответить.

— Будешь еще когда-нибудь устраивать концерты, вроде того что был у тебя в Зале имени Чайковского — с ответами на записки из зала?

— Иногда люди просят именно этого. Я считаю, что просто петь — лучше, но если есть вопросы, готов отвечать. Скрывать нечего.

— То есть табуированных тем у тебя нет? Знаешь, бывает ведь, читает человек записку и говорит: ну, на этот вопрос я отвечать не буду.

— Я так не делал никогда.

— Если тебе позвонят и скажут: Борис Борисович, хотим устроить концерт-съемку вашего бенефиса. Как отреагируешь? 

— А зачем мне-то в этом участвовать? Дел и без того много. Если кому-то хочется петь мои песни — ради Бога, мое присутствие для этого не нужно.

— Григорий Лепс теперь регулярно поет твои «Стаканы» и «Брат Никотин». Он рассказывал, что звонил тебе и спрашивал разрешения.

— И слава Богу, что поет. Я радуюсь, когда мои песни поют, и разрешения для этого спрашивать у меня не обязательно. Я их написал, спел, записал, а после этого они — ваши, пойте на здоровье. А Лепс и правда говорил со мной — очень учтиво, как подобает совершенному джентльмену.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир