Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Режиссеры могут стать писателями 

В качестве альтернативы письменному доказательству интеллектуальных прав на спектакль рассматриваются видеосъемка и свидетельские показания 
0
Режиссеры могут стать писателями 
Фото: Дмитрий Киселев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Принятый в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в главу 71 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» подтвердил право театральных режиссеров на интеллектуальную собственность, которой являются их собственные постановки. Однако вопрос, каким образом режиссеры смогут его доказать, остается открытым.

 — В последние годы гильдия активно занималась этими вопросами, — сказал «Известиям» худрук Александринского театра, председатель Гильдии театральных режиссеров России Валерий Фокин. — Главное препятствие было в том, что никак не могли определить, как доказать режиссерское авторство. Пришли к тому, что этим доказательством может стать режиссерская партитура, в которой зафиксировано всё происходящее от начала до финала спектакля: мизансцены, свет, звук и т.д. 

Режиссерская партитура (экспликация) — не новость для режиссеров, многие из них так или иначе записывают подробности своей постановки.

 — Есть образец такой работы — грандиозная книга Мейерхольда, где приведены  экспликации по «Пиковой даме», они очень помогают в фиксации моих концепций, — отметил худрук Театра Драмы и Оперы «Театр ДО» Вячеслав Стародубцев. — Партитура — реальный предмет. Описываешь всё, как думаешь, — по сценам.

«Самым весомым и универсальным  доказательством» назвал партитуру и специалист по авторскому праву, адвокат Сергей Жорин.

 — Одним из способов доказать свое авторское право является описание творческого продукта, — считает адвокат. — У него есть только один недостаток — очень трудоемок.

Действительно, подробное, «пошаговое» описание спектакля займет не один том. Но это еще полбеды. Не все режиссеры, нуждающиеся в охране авторских прав, записывают — даже фрагментарно — свои спектакли.

— Сочинять партитуру одни способны, другие — нет. Я понимаю логику Валерия Фокина, но не очень верю в реальность исполнения этой идеи, — говорит доктор искусствоведения, профессор Алексей Бартошевич.

По его мнению, наилучший выход — видеосъемка спектакля.

— Есть же авторское право в кино, и те же правила можно спроецировать на видеозапись. При этом она должна идти под руководством режиссера — никто лучше него не знает структуру и композицию. Видео — тоже не совершенный вариант, но другого я не знаю, — полагает Алексей Бартошевич.

Видео и в самом деле не идеально по причине постоянной изменчивости театрального продукта.

— Каждый спектакль не похож на другой. Идеально снять его в максимально точных мизансценах и физических действиях — большая задача, — отмечает Вячеслав Стародубцев.

Сергей Жорин, учитывая эти обстоятельства предлагает не останавливаться на каком-либо одном варианте доказательств. 

— Видеосъемка и партитура могут быть одними из способов подтверждения авторских прав. Но есть и другие — например, свидетельские показания или специальные экспертизы. Но в любом случае этот вопрос должен быть детально проработан, — считает адвокат.

В отличие от кинорежиссеров, хореографов, художников и музыкантов, у театральных режиссеров в настоящее время нет права авторства на свои постановки. Действующая редакция статьи 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации относит постановки спектаклей к объектам смежных прав, которые охраняются, лишь когда «воплощаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств», то есть в виде самостоятельного кино- или телепродукта.

В случае «живого» исполнения, по словам Валерия Фокина, «в театрах регионов порой происходит произвол».

— После того как режиссер выпустил спектакль, директор может — особенно если режиссер молод и неопытен — самовольно заменить артиста, вырезать сцену, какие-то сцены переставить. Другой момент — плагиат. Речь не о сознательном цитировании, не о художественном диалоге, а о воровстве, — говорит Фокин.

Законопроект предлагает определить постановку спектакля «в качестве особого результата исполнительской деятельности; наделить режиссера-постановщика личными неимущественными правами при публичном исполнении, не ограничиваясь их защитой лишь при использовании постановки в записи».

Моментом начала срока охраны исключительного права режиссера-постановщика на постановку предлагается считать первое публичное исполнение. Если законопроект о защите прав интеллектуальной собственности театральных постановщиков будет принят, то режиссер сможет предъявить претензии своему коллеге или иному нарушителю его прав.

Вопрос авторского права режиссеров поднимался еще во времена перестройки — одной из своих приоритетных задач Союз театральных деятелей СССР считал разработку соответствующего закона. Однако, несмотря на создание специальной комиссии, к единому мнению по поводу интеллектуальной собственности театральных постановщиков прийти не удалось.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир