Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Днепропетровской области неизвестный в камуфляже устроил стрельбу из автомата
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Любовь с фейерверком

В Москве впервые поставили «Ариадну на Наксосе»
0
Любовь с фейерверком
Фото: Игорь Захаркин​
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Камерный музыкальный театр имени Покровского показал последнюю премьеру сезона — эстетскую фантазию «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса и Гуго фон Гофмансталя.

На это сочинение композитора и драматурга вдохновило творчество Макса Рейнхарда. В 1912 году режиссер-реформатор поставил «Мещанина во дворянстве», для которого творческий дуэт создал оперное интермеццо — его главный герой, мнящий себя знатоком искусств, представляет гостям. 

Через четыре года соавторы преобразовали «подарок» в самостоятельное произведение из двух частей: сюжет с перебранкой артистов, выполняющих пожелания чванливого мецената, стал прологом к мифологической  истории о прекрасной Ариадне, вероломно покинутой Тезеем на острове Наксос. Именно эту редакцию включил в репертуар Театр имени Покровского. 

Любовь с фейерверком









​​​​​​


Спустя сто лет она не потеряла актуальности — меценаты по-прежнему поддерживают искусство, как и прежде озадачивая творцов странными заказами. 
Режиссер-постановщик Ханс-Иохим Фрай отблагодарил славную меценатскую когорту, включив в спектакль безымянного и бессловесного  персонажа в безупречном костюме. 

Появляется он в начале второго действия, когда публика уже расселась (в этот момент присутствующие ощущают себя гостями господина де Журдена), жмет руку дирижеру и занимает место в первом ряду. Сопровождающая его старлетка выпархивает на сцену и пристраивается к окружающим Ариадну нимфам. Снимок на память — меценат демонстрирует залу дорогой телефон — и действие продолжается. 

О задумке заказчика мы узнаем от  дворецкого. Оказывается, хозяин не хочет, чтобы комедия следовала за оперой, — он требует, чтобы они были исполнены одновременно. У Штрауса это пожелание воплощается в игривом миксте оперы-сериа и комедии дель арте, причем оба жанра поданы с изрядной долей модернистской рефлексии. 

Любовь с фейерверком











​​​​​​

В насыщенной музыкальной ткани мелькают «приветы» итальянскому бельканто, французскому классицизму и персонально — Рихарду Вагнеру и Вольфгангу Амадею Моцарту. Не забывает Штраус и про родной австрийский экспрессионизм, одним из столпов которого является. 

К сожалению, в постановке Камерного театра тотальная изменчивость — этот, по словам фон Гофмансталя, «высший дар жизни, подлинное таинство для творческой натуры» остается невостребованной. Действие развивается в традициях честного реализма. О том, что окруженная кавалерами кокетка Цербинетта (Екатерина Ферзба) — alter ego тоскующей Ариадны (Ирина Алексеенко), остается только догадываться. 

«Мерцающий» сюжет выглядит как дружеская беседа встретившихся на маскараде дам. Та, что посмелее, уговаривает ту, которая поскромнее, не тушеваться, и если любимый изменил, не мешкая, найти ему замену. Последняя является в лице еще одного маскарадного персонажа — бога Вакха (Егор Ковалев). Любовный дуэт с оптимистическим резюме довольной Цербинетты завершается праздничным фейерверком. 

Нельзя сказать, что постановщики вообще обошлись без эстетских изысков. За роскошества fin de siècle в спектакле отвечает сценограф Виктор Вольский. В прологе он бросает на пол реалистической гримерки увеличенный макет крышки рояля — к нему льнет удрученный спонсорским бескультурьем композитор. На острове Наксос та же крышка становится гранитной плитой и палубой корабля, на котором Ариадна и Вакх уплывают в новую жизнь.

Вокальные партии этих персонажей, а также Цербинетты, артисты относят к разряду «горлодерных». Певцы Камерного театра честно, не дав себе поблажки, выполнили свою работу. Артистической свободой, правда, никто не блеснул — желание спеть «все ноты» оказалось сильнее.

«Ариадна на Наксосе», опера Рихарда Штрауса, Камерный музыкальный театр имени Покровского, 2016. Режиссер-постановщик — Ханс-Иохим Фрай. Дирижер-постановщик — Алексей Верещагин. Сценограф — Виктор Вольский. Художник по костюмам — Мария Вольская. Ближайший спектакль — 17 июля.  
    

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир