Воронеж стал специальным гостем московского молодежного биеннале


В пятый раз столица принимает Международную молодежную биеннале молодого искусства. 59 площадок, отведенных для работ ста молодых художников из 36 стран мира, будут открываться последовательно, одна за другой. «Эффект домино» запустил «Винзавод». 29 июня здесь открылись сразу шесть выставок молодого искусства, «сделаные людьми этого поколения, для людей этого поколения способами этого поколения», как объяснил сооснователь галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.
Открытие произошло в «Цехе белого», где разместилась выставка «Только неофициальный язык», посвященная взаимодействию молодых художников с московской городской средой. Во вступительном слове Ханкин сразу объяснил, что не вмешивался в контент.
— Я старался дать поколению возможность высказаться самому по себе, — отметил Ханкин, видимо, объясняя таким образом причину появления малооригинальных и ожидаемых инсталляций из мусорных пакетов.
Впрочем, нашлось место и оригинальному. Автором одной из самых запоминающихся работ стала Мария Сакирко. 28-летняя художница при помощи табличек с подписями зафиксировала места своего детства. «Этот магазин находится за школой, в которой я училась. После уроков я заходила сюда, чтобы купить мороженое и съесть его по дороге домой», «В этом месте я оборачивалась, чтобы помахать маме, которая смотрела на меня в окно», — гласят надписи.
Работа «Обернись, прежде чем завернешь за дом», названием отсылающая к произведению Томаса Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел», посвящена теме памяти и месту малой истории в истории большого города.
Работа москвички Марии Сокирко перекликалась с инсталляцией воронежской художницы Евгении Ножкиной, представившей на выставке лоскутное одеяло, сотканное из страхов.
— С помощью психолога я достала свои самые страшные детские переживания, подобрав подходящие фотографии из своего детского альбома, перевела их на ткань и сшила одеяло, — рассказала художница «Известиям».
Воронеж, впервые представленный на московской биеннале в рамках спецпроекта «В славном городе Воронеже», сразу привлек внимание детской части аудитории. Оказавшиеся в «Цехе красного» малыши с радостью прыгали по напольной карте города, издающей звуки каждого района, и приходили в восторг от пестрой флотилии корабликов Сергея Горшкова.
— Это неудивительно, видимо, дети на чувственном уровне считали посыл воронежских художников. Критики называли их сказочниками за пристрастие к сказочно-мифологическим темам, — отметила куратор Ирина Аксенова.
Взрослые гости выставки, среди которых, к примеру, были замечены директор РОСИЗО Сергей Перов и телеведущий Андрей Малахов, по карте не прыгали, зато с интересом рассматривали офорты Александра Ножкина, запечатлевшие боевой союз Воронежа с НЛО и патетическую битву, в ходе которой Воронеж побеждает москалей и Америку, становясь отдельным государством.
Внимание випов было легко объяснимо. Еще при жизни легендарного художника его работы попали в коллекцию Билла Клинтона.
— В своих работах папа, с одной стороны, прославлял город, но одновременно иронизировал над взглядами и предрассудками жителей, — объяснила дочь художника Евгения Ножкина. — Например, есть такое мнение, что в Воронеже живут жлобы. Поэтому по папиному проекту перед зданием нашей администрации стоит стул, излечивающий от жлобства.
На открытии биеннале случился казус: московские гаишники не позволили воронежцам провезти на выставку трех пятнистых свиней.
— Предполагалось, что мы на несколько часов выпустим поросят в специально построенный загон. В нем животные будут передвигать предметы по своему усмотрению и одновременно — снимать фильм с помощью камер, закрепленных на голове, — рассказал «Известиям» художник Иван Горшков.
Планы не сбылись. Из-за введенного в день открытия выставки карантина на животных из Воронежа три пятнистых поросенка попали не на «Винзавод», а в карантин. Впрочем, маленький недочет впечатления от открытия не испортил. Количество посетителей, пришедших на выставку в первый день, исчислялось тысячами.