Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Интернет и технологии
В РФ разработали ИИ для ускоренного анализа дефектов на дорогах
Авто
Автокомпании начали опровергать уход с российского рынка
Общество
В Новороссийске задержан агент СБУ при попытке подорвать административное здание
Общество
Четверо боевиков ВСУ получили до 16 лет колонии за обстрел жителей Курской области
Происшествия
Пожар на складе в Челябинской области локализовали на 2 тыс. кв. м
Мир
Санду примет решение о верительных грамотах посла России в ближайшие недели
Спорт
Малкин и Кросби подарили Овечкину коллекционные часы в честь снайперского рекорда
Мир
В раде заявили об отсутствии гарантий безопасности в подписанном с США меморандуме
Происшествия
В Омске из-за погодных условий произошло ДТП с участием пяти автомобилей
Новости компаний
В России отмечен рост интереса к спикулам
Армия
Расчет БПЛА Росгвардии уничтожил опорный пункт ВСУ на харьковском направлении
Мир
Дуда призвал защитить Польшу с помощью ядерного оружия Франции
Происшествия
В Херсонской области шесть человек пострадали при пожаре на рынке
Мир
Паломники из РФ добрались до храма Николая Чудотворца в Бари вопреки трудностям
Происшествия
В Запорожской области сообщили об уничтожении более 40 дронов ВСУ
Мир
WSJ рассказала об обсуждении вопроса территорий во время визита Уиткоффа в РФ
Общество
По факту нападения подростка на учительницу в подмосковной школе возбудили дело

«Роскосмос» готовится к созданию многоразовой ракеты

Для этого в Центре Хруничева собрали команду из тех, кто строил «Энергию-Буран»
0
«Роскосмос» готовится к созданию многоразовой ракеты
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Роскосмос» готов приступить к созданию летного образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя. Для этого в Центре имени Хруничева собрана команда специалистов, разрабатывавших систему «Энергия-Буран».  

— Приказом гендиректора Центра имени Хруничева на предприятии восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения, — рассказал «Известиям» Александр Медведев, генеральный конструктор «Роскосмоса» по космическим ракетным комплексам. — Это произошло буквально месяц назад. Работать туда мы пригласили людей, которые создавали в свое время «Буран». Департамент возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектантов системы «Энергия-Буран». 

Российских инженеров не вдохновил опыт Илона Маска, основателя SpaceX, который сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане — «Хруничев» проектирует «крылатую» первую ступень, которая сможет возвращаться на космодром как самолет и садиться на взлетно-посадочную полосу.

Убежден, что для российских условий возвращаемая первая ступень с выходящими крыльями — это оптимальный вариант, — отметил Александр Медведев. — Схема, по которой сажает первую ступень SpaceX, нам не подходит, поскольку с наших космодромов ракеты летят не над морем и у нас нет возможности подогнать в нужное место баржу. Даже если бы такая возможность была, не факт, что это оптимальный путь: в море почти всегда мешает боковой ветер и качка.

Идею первой ступени с крыльями в «Хруничеве» прорабатывают давно — макеты ракет-самолетов в разных модификациях предприятие не раз показывало на выставках в России и за границей.

— Тему возвращаемой первой ступени мы в Центре Хруничева ведем уже порядка 20 лет, — пояснил Александр Медведев. — В 2001 году я впервые представлял прототип возвращаемой ступени — систему «Байкал» — на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Долгие годы мы чертили проекты, строили макеты, делали их продувки в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского. — «Известия») и получали положительные результаты. Пришла пора от проектов на бумаге переходить к реальным вещам. Я говорю о создании летного демонстратора. И с этим согласен Игорь Комаров, гендиректор «Роскосмоса». Конкретные предложения мы уже подготовили, о них пока подробно рассказывать рановато.

Первая ступень ракеты — самая дорогая в производстве: на ней стоят маршевые двигатели, определяющие возможности ракеты. Стоимость двигателей, установленных на первой ступени, составляет от $10 млн до $70 млн в зависимости от конкретного изделия.

— Заниматься проектированием и экспериментами с возвращаемой первой ступенью, безусловно, нужно, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — А вот стоит ли такое изделие пускать в серию — это вопрос дискуссионный, здесь многое зависит от частоты пусков. Многоразовую первую ступень имеет смысл использовать при необходимости осуществлять десятки стартов в год. Например, если разрабатывать направление массового космического туризма, тогда, конечно, нужен многоразовый носитель. Нужно тщательно смотреть, насколько затраты на создание и эксплуатацию многоразовой ступени будут экономически оправданными, как многократное применение одних и тех же двигателей скажется на их надежности. Ведь когда ты делаешь возвращаемую ступень, то эффективность носителя в части массы выводимой полезной нагрузки снижается минимум на 20% — нужно предусмотреть крыло, отдельную систему управления и т.д. 

Читайте также:

«Роскосмос» создаст облегченную версию «Протона»

«Роскосмос» заключил новые контракты на создание модулей МКС

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир