Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Смейся, Паяц, над жизнью в театре

В Геликон-опере перешли грань между былью и вымыслом
0
Смейся, Паяц, над жизнью в театре
Фото предоставлено пресс-службой театра
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Геликон-опера» представила заключительную премьеру сезона — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. В истории театра это третья постановка шедевра оперного веризма. В 1993 году во дворе усадьбы Шаховской-Глебовой-Стрешневой (сейчас зал «Стравинский») шла постановка Дмитрия Бертмана. В 1999 году появилась версия Константина Балакина. На этот раз оперу поставил победитель конкурса «НАНО-опера» Дмитрий Белянушкин. 

Новые «Паяцы» — спектакль о театре. О том, какие страсти кипят в репетиционных классах. И о том, как ситуации, разыгранные на сцене, перетекают в реальную жизнь и обратно. В общем, режиссер вывернул наизнанку шекспировский тезис: мир — театр, люди в нем актеры. Театр превратил в мир, актеров — в людей.

Практически о том же повествовал пару месяцев назад в своем «Макбете», показанном на сцене Театра Мейерхольда, Кшиштоф Горбачевский. Но польскому режиссеру было труднее — в «Макбете» «театр в театре» пришлось выдумывать. В «Паяцах» на сопоставлении «театрального» и «жизненного» держится сюжет.

— Основная идея оперы — тонкая грань между жизнью и игрой актера. Наш спектакль — попытка заглянуть за кулисы и разобраться в этом мире, — поясняет Белянушкин.

«Разборки» начинаются с репетиционного класса. Таинственного места, где встречаются быль и вымысел. Зритель может вглядеться в него, не отвлекаясь на музыку, — занавес открывается еще до оркестровой интродукции. На сцену поодиночке и группками стекаются артисты, а завершается дефиле выходом режиссера и выездом фургона-трансформера, по ходу действия выполняющего роль сцены.

Леонкавалло так хорошо выстроил драматургию, что особых коррективов делать не пришлось. Деревенские жители превратились в играющих их роли хористов. А главные герои повысили статус — не бродячие актеры, но солисты уважаемого театра. В остальном сюжет и сопутствующие ему страсти те же.   

Премьер труппы Канио подозревает свою жену Недду в неверности — в театре появился новый баритон Сильвио. Не без помощи интригана Тонио, влюбленного в Недду, Канио получает подтверждения измены супруги и во время представления скетча масок вонзает в нее кинжал. Жертвой ревница падает и бросившийся на помощь Сильвио. Раскаявшийся Тонио шепчет знаменитое: La comеdia finita...

Какова мораль? Нарушен закон репетиционного зала. Приходя туда, артисты должны оставить личные неурядицы за порогом и погрузиться в мир персонажей. В данном случае переключения не происходит. За что герои и платят: кто-то — жизнью, кто-то — свободой.

Бог театра режиссер — в данной постановке фигура бессловесная. В его власти поставить предостерегающую мизансцену (Недда пытается увести мужа в мир вымысла, накладывая ему на лицо грим), но повернуть сюжет в другое русло он бессилен. 

Партио Канию исполняет Вадим Заплечный, чей герой с самого начала одержим ревностью и жаждой мести. Будь в его актерской палитре больше красок, роль выглядела бы интереснее. Впрочем, с вокалом артист справляется успешно, хотя, возможно, излишне пережимает эмоцию, а в знаменитом Recitar!.. mentre preso dal delirio срывается на крик.

Александр Миминошвили (Тонио) певчески почти безупречен, но, похоже, еще не решил, кто же его герой ­— мелкий мерзавец или обиженный влюбленный. Анна Пегова (Недда) убедительна как в мечтах о «лазурной вершине», так и в прелестной комедии масок, но в любовной лирике (дуэт Е allor perche, di' tu m'hai stregato) явно тяготится партнером. 

Главные же герои этого спектакля — оркестр под управлением Евгения Бражника и хор, впечатляющий не только стройным пением, но и естественным поведением. Веризм —искусство с эмоциональными перехлестами, но вкус и чувство меры вполне могут идти с ним рука об руку. Оркестрантам и хористам это удалось.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир