Британский референдум не станет приговором ЕС


Сегодня в Великобритании проходит референдум о членстве страны в ЕС. Участки закроются в полночь по московскому времени, а пока об исходе голосования остается только гадать, поскольку опросы общественного мнения дают противоречивую картину, суля победу то сторонникам, то противникам членства в ЕС. Эксперты тем временем предупреждают о возможных проблемах в случае выхода Соединенного Королевства из ЕС и пытаются спрогнозировать будущую эволюцию объединения.
Порог явки на референдуме отсутствует. Вопрос будет решен большинством голосов, а первые результаты подсчета голосов будут объявлены утром в пятницу. Если исход референдума будет положительным, Великобритания останется в составе ЕС в качестве привилегированного члена, поскольку премьер-министр Дэвид Камерон заключил сделку с Брюсселем, которая предусматривает уменьшение давления на бизнес со стороны ЕС, возвращение части полномочий британскому парламенту, защиту фунта стерлингов, а также ужесточение миграционного законодательства.
В противном случае начнется процесс выхода из объединения, который, по оценкам экспертов, может растянуться на годы. Процедура оговорена в статье 50 Лиссабонского договора от 2007 года, однако ни разу не была задействована.
Великобритания является одним из крупнейших плательщиков в бюджет ЕС. Так, в 2014 году она выделила на эти нужды почти €12 млрд. Как передает ТАСС, евроскептики призывают британцев приструнить зарвавшихся «еврократов» из Брюсселя и отдать деньги, которые тратятся на членство в ЕС, на нужды здравоохранения и образования, предупреждают об опасности роста количества мигрантов в стране. Сторонники членства в ЕС, в свою очередь, делают акцент на экономических выгодах, которые страна получает благодаря участию в общем рынке.
Между тем наблюдатели опасаются, что в случае решения британцев покинуть ЕС может начаться цепная реакция — их примеру способны последовать греки и итальянцы, а в дальнейшем это приведет к развалу или серьезному ослаблению объединения. Однако эксперты не очень верят в подобный сценарий.
— Никакого выхода Великобритании из ЕС не будет, и из этого референдума выводов не последует, — считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев. — Отношения Великобритании и ЕС не являются системной проблемой, фактором выживания ЕС. Когда Камерон выиграет этот референдум, он будет использовать его результаты для торга с Брюсселем и партнерами по ЕС. Он будет выторговывать особые условия, исключения из общих режимов, поблажки для финансистов из Сити, сокращение взносов в бюджет ЕС.
Татьяна Зверева, заведующая Центром евроатлантических исследований и международной безопасности Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ, полагает, что британский референдум может стать поводом для перемен в ЕС.
— Референдум — признак того, что нужны реформы, чтобы граждане лучше понимали, как работает ЕС, и чувствовали связь, — поясняет эксперт. — Эта проблема возникла давно. О ней заговорили после референдумов во Франции в 2003 году и в Нидерландах в 2005-м, когда избиратели отказались поддержать проект Конституции ЕС. Важно приблизить ЕС к интересам отдельных граждан. Нужно, чтобы они почувствовали себя защищенными, ощутили, что их интересы уважаются. От этого будет зависеть дальнейшее развитие ЕС.
По словам Зверевой, решение о выходе Великобритании из ЕС чревато углублением проблем, с которыми сталкивается сегодня объединение. В частности, это может стать сигналом для антиевропейских сил в других странах континента и дополнительным стимулом для сепаратистских настроений в отдельных странах.
— Говорить о диктате еврократов не стоит, потому что последнее слово за Советом ЕС, — говорит собеседница «Известий». — Надо учитывать, что ЕС — не союз государств и не федерация, это промежуточная форма, которая не имеет названия. Завершится ли переход, единого мнения нет. Но не стоит ждать превращения ЕС в федеративное государство.
Александр Рар, директор Центра им. Бертольда Байтца при Германском совете по внешней политике, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай», отмечает, что в ЕС на протяжении последних 25 лет существуют три основных проекта дальнейшего развития.
— Первый — построение своего рода Соединенных Штатов Европы, политического союза с сильными надгосударственными институтами в Брюсселе, возможно — с избираемым президентом Европы, единой армией, — рассказывает немецкий политолог. — Эти планы имели значительную поддержку в Германии и Франции, и до последнего года всем европейским элитам казалось, что Европа будет идти в этом направлении.
По словам Рара, второй вариант, пропагандируемый Англией, предполагает экономическую интеграцию без создания политического союза.
— Не важно, будет при этом единая валюта или нет, но фактически это консервация Европы 1950–1980-х годов, когда Европа процветала без совместных политических институтов, — констатирует эксперт.
Есть и третий вариант — компромиссный.
— Германия увидела, что Англия и некоторые другие не поддерживают политический союз, поэтому выступила исходя из принципа матрешки: создается коренная Европа, которая будет двигаться в сторону политической интеграции, она будет частью, в которой будут осуществляться глубокие реформы, а другие страны пусть ожидают и определяются, готовы ли они присоединиться к коренной Европе, — пояснил собеседник «Известий».