Регионы тормозят переход на экологичное топливо
Программа правительства по переводу к 2020 году половины общественного транспорта на использование газомоторного топлива рискует быть невыполненной. Субсидии регионам на покупку газотопливных автобусов и техники для ЖКХ, заложенные на прошлый год, остались в значительной степени невостребованными, а темпы закупки начали отставать от ранее запланированных. Эксперты полагают, что восстановление закупок будет зависеть от восстановления российской экономики и преодоления экономических трудностей.
Коллегия Счетной палаты России рассмотрела результаты выполнения бюджета за 2015 год Министерством промышленности и торговли РФ (Минпромторг). И выяснила, что субсидии в объеме 270,7 млн рублей, предоставленные ведомством за счет остатков прошлого года на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе, не использовались регионами около года.
«Это привело к недостижению результатов по закупке заявленных марок, моделей, категорий и количеству приобретаемой газомоторной техники», — отмечает Счетная палата.
Аудиторы СП также заключили, что Минпромторг не осуществлял надлежащего контроля за соблюдением регионами порядка и условий предоставления субсидий на закупку автобусов и газомоторной техники для ЖКХ в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Такой вывод сделан исходя из того, что «в 2015 году проверки использования получателями субсидий не проводились, итоги рассмотрения достижения установленных значений показателей результативности не обобщены, анализ причин невыполнения обязательств в соответствии с соглашениями не проводился».
В Минпромторге на запрос «Известий» не ответили.
Размер субсидии на автобусы составляет от 130 тыс. рублей до 3 млн рублей, на технику для ЖКХ — от 100 тыс. до 3,8 млн рублей. Условиями для получения субсидий являются использование на газомоторной технике в качестве топлива компримированного природного газа (метана) и место производства техники — она должна быть произведена на территории государств — участников Единого экономического пространства и не ранее 2014 года. При этом все автобусы категории М длиной свыше 12 м должны быть оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями.
Программа по предоставлению региональных субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, действует уже не первый год. Бюджетом 2014 года на субсидии закладывалось 3,7 млрд рублей. Продлена программа софинансирования закупок газомоторной техники была соответствующим постановлением правительства. В 2015 году на сумму в размере 3 млрд рублей планировалось закупить 1 тыс. автобусов и 200 единиц техники.
Общий размер субсидий был распределен между 23 субъектами РФ. Республика Татарстан получила наибольший объем из этих средств — порядка 554,2 млн рублей, Республика Крым — 365,2 млн рублей, Башкортостан — 322,4 млн рублей. Далее в списке Самарская и Воронежская области.
Благодаря запущенной программе субсидирования к 2020 году планируется закупить около 19,5 тыс. автобусов и 23,7 тыс. единиц техники для ЖКХ, работающей на газомоторном топливе. При этом темпы обновления парка должны составлять около 2,8 тыс. автобусов и 3,4 тыс. единиц техники ежегодно.
Основной стратегической целью является перевод к 2020 году в городах с численностью населения свыше 1 млн человек 50% общественного транспорта на газомоторное топливо. Для городов с населением более 300 тыс. человек показатель — 30%, а в населенных пунктах, где проживает более 100 тыс. человек — 10% общественного транспорта должно стать газомоторным.
Постановление правительства было принято в 2013 году. Тогда же на высшем уровне состоялось совещание о перспективах использования газомоторного топлива. Глава государства Владимир Путин подчеркнул, что, по оценкам экспертов, только в России автомобили ежегодно выбрасывают до 14 млн т вредных веществ в атмосферу.
— При переходе на газомоторное топливо такая нагрузка снижается сразу в 2–3 раза, — отметил он.
Согласно экспертно-аналитическому докладу «Газомоторное топливо: произойдет ли реальное изменение баланса на внутреннем рынке», подготовленному Фондом национальной энергетической безопасности в конце прошлого года, в настоящее время только 8,85% российских автобусов используют газомоторное топливо.
В числе российских производителей газомоторной техники — «АвтоВАЗ», Группа ГАЗ, КамАЗ, концерн «Тракторные заводы», МАЗ, Группа «Синара» и др.
Основным препятствием для развития газомоторного транспорта в России сейчас, по мнению Фонда национальной энергетической безопасности, является нескоординированность планов создания газозаправочной инфраструктуры и увеличения парка газомоторного транспорта. «В случае опережающего развития одного из сегментов может возникнуть либо эффект простоя заправочных мощностей, либо очереди на АГНКС (автомобильных газовых наполнительных компрессорных станциях. — «Известия»). Учитывая планы регионов ввести до 2020 года 32,102 тыс. единиц газомоторной техники, а также 472 единицы газозаправочной инфраструктуры, большинство регионов будут испытывать проблемы», — полагают эксперты фонда.
Кроме того, согласно докладу, в связи с экономическими трудностями все участники программы развития газомоторного топлива стремятся сократить свои расходы, что приводит к срыву графика создания инфраструктуры.
«При этом ни один регион не выполняет план освоения инвестиций на строительство газовых заправок», — говорится в докладе. Будущее программы развития газомоторного транспорта, по мнению экспертов, будет зависеть преимущественно от продолжительности экономических проблем в России, указывается в документе.