ВМФ меняет «Тапиров» на «Лавину»
Большой десантный корабль проекта 11711 «Петр Моргунов» станет вторым и последним кораблем в серии из четырех «десантников», заложенных на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Как сообщил «Известиям» представитель предприятия Сергей Михеев, заказчик дал твердо понять, что больше кораблей подобного класса ему не надо. Строительство новых десантных кораблей если и начнется, то не ранее 2025 года.
— «Петр Моргунов» — последний корабль серии больших десантных кораблей проекта 11711 типа «Иван Грен», заложенных на нашем заводе, — рассказал «Известиям» Сергей Михеев. — Головной корабль серии — «Иван Грен» — сейчас проходит этап швартовых испытаний в Балтийске. На нем проверяются работа всех механизмов и систем, он пройдет морские испытания, после чего будет передан флоту. «Петр Моргунов» находится в стадии формирования корпуса. Его строительство и передача флоту завершатся согласно графику в 2018 году. Дальнейшего развития серии не будет. Военные заявили, что им нужны корабли более грозные и большей вместимости.
Эксперт в области военно-морских вооружений Александр Мозговой высказал мнение, что коллизия в судьбе больших десантных кораблей типа «Иван Грен» вызвана исключительно модой.
— Наши моряки, как и представители других видов вооруженных сил, постоянно сравнивают предлагаемые им проекты с западными аналогами, — пояснил Александр Мозговой. — Тот же французский «Мистраль» возник не случайно. Помимо обычной доставки грузов и техники к побережью противника, он еще мог оказать огневую поддержку с помощью ударных вертолетов. У нас ничего подобного не было и нет. А для таких флотов, как Тихоокеанский или Черноморский, где есть возможность оперативного развертывания в регионах с большим количеством островов, нанесение ударов по противнику возможно не только с помощью морских десантов, но и вертолетами, и это очень серьезное преимущество. Тем более что в рамках работы по «Мистралю» у нас был создан новый ударный палубный вертолет Ка-52К «Катран».
Советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин сообщил «Известиям», что корабли типа «Иван Грен» проектировались в начале нулевых годов, когда о «Мистралях» еще никто и помыслить не мог. Но строить его начали только в 2004-м. Корабль создан по классической советской схеме как продолжение крайне удачного для своего времени проекта БДК 1171 «Тапир». В 1960–1970-х годах ПСЗ «Янтарь» построил серию из 14 таких кораблей.
— По конструкции корпуса корабль способен подойти к любому побережью и немедленно начать высадку десанта, — пояснил Валерий Половинкин. — Причем сделать это в несколько раз быстрее «Мистраля», так как техника выходит через носовую аппарель. У кораблей типа «Мистраль» технику надо перевозить на берег поштучно на специальных катерах.
На БДК 11711 стоят пусковые установки реактивной системы залпового огня «Град-М» (аналог сухопутной РСЗО «Град» — литера М означает морскую версию) дальностью действия до 20 км. Есть две автоматические шестиствольные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм, способные производить до 1 тыс. выстрелов в минуту. За скорострельность в ВМФ их еще называют «металлорезки», так как очередь из установки буквально разрезает цель на части. Кроме того, есть еще и универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Предусмотрено базирование корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29. С другой стороны, за скобками остались боевые возможности новых вертолетов Ка-52К — для них на БДК 11711 просто нет места.
В то же время, как отмечает Александр Мозговой, это первый вертолет в мире, способный применять противокорабельные ударные ракетные комплексы — крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого их размещали только на палубных истребителях МиГ-29К/КУБ. То есть камовская машина, признанная летающим танком на суше, становится настоящим истребителем кораблей на море. А при условии, что на «Катран» в перспективе могут поставить ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ), вертолет сможет освоить все типы операций как на море, так и в прибрежной зоне.
— Сегодня у нас есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения, — отметил Валерий Половинкин. — Российская промышленность приобрела полезный опыт при строительстве кормовых частей для «Мистралей» — основных кораблей с точки зрения базирования и развертывания вертолетной группировки. Так что мы готовы предложить заказчику более универсальный корабль.
Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов и начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников анонсировали, что в Крыловском центре сформирован облик большого десантного корабля нового проекта, который носит кодовое наименование «Лавина» («Прибой»). В отличие от БДК проекта 11711 корабль, больше похожий на французский «Мистраль», — голая «авианосная палуба» под базирование ударных вертолетов Ка-52К и противолодочных Ка-32 плюс мощная система ПВО на основе морского варианта комплексов «Панцирь-С». Предусмотрена возможность доставить к берегу 60 единиц легкой бронетехники и не менее 20–30 основных боевых танков. Если нет возможности подойти к береговой зоне на корабле, предусмотрено размещение четырех десантных катеров проекта 11770М или двух — проекта 12061М.
— Это есть практически тот набор, что мог бы быть на не доставшихся нашему флоту «Мистралях», — уточнил Александр Мозговой.
Читайте также: