Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Ангел в «Зеркале»

X Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского показал, что у творчества режиссера по-прежнему много последователей
0
Ангел в «Зеркале»
Гран При «Зеркала» получил фильм «Темный зверь»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В расписании форума, завершившегося в Ивановской области, значилось несколько программ авторского кино, в том числе "Тарковский. Контекст". Кульминацией этого раздела стал снятый в стилистике "малых голландцев" фильм нидерландского режиссера Густа Ван дер Бергена "Люцифер" - о том, как падший ангел по пути с небес на Землю обнаружил земной рай и обустроил его по собственному вкусу.

Учитывая, что Тарковский имел к небожителям непосредственное отношение ("Человек, который видел ангела", — гласит надпись на его могиле), трудно выбрать более уважительное приношение.

— Мы пытаемся коррелировать значение Тарковского, чтобы он не перешел в абстрактные мифы, а продолжал все время быть связанным с русской культурой. Каждый год у нас много интересных фильмов со всего мира. Как правило, это молодые режиссеры, для которых имя Тарковского много что значит, — сказал «Известиям» президент фестиваля Павел Лунгин. 

В основном конкурсе было представлено 10 работ из  Казахстана, Киргизии, стран Балтии, Колумбии, США, Чехии, Бельгии, Франции.  Все ленты обстоятельны, сняты с любовью к деталям и неудобны для восприятия. Смотреть их надо, предполагая определенный дискомфорт. Но тут ничего не поделаешь: искусство - зеркало жизни.

Ангел в «Зеркале»











"Если мир в порядке, в гармонии, он не нуждается в искусстве. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен", — писал Тарковский.  

Все фильмы конкурсной программы - о плохом устройстве мира. Речь может идти о глобальной несправедливости, когда жизни людей корежит идеологическая система ("Рассвет" латышки Лайлы Пакалныня) или война - как в фильмах бельгийца Питера-Яна де Пюе и колумбийца Фелипе Герреро (соответственно "Земля просвещённых" и "Темный зверь"). Работа Герреро показалась жюри наиболее убедительной — картина удостоена Гран При фестиваля.

Плохое устройство может быть в селении ( "Чума в ауле Каратас" казаха Адильхана Ержанова), в семье ("Детство лидера" британца Брэди Корбета) и, наконец, в отдельно взятой голове, как в самом шокирующем фильме конкурсной программы  — "Я, Ольга Хепнарова". 

Ангел в «Зеркале»
















Лента рассказывает о юной жительнице Праги, направившей грузовик в толпу на автобусной остановке и тем самым отомстившей миру за равнодушие. Режиссеры Томаш Вейнреб и Петр Казда сняли картину на основе подлинных событий начала 1970-х годов, в черно-белой "хроникальной" стилистике тех лет. Главную роль сыграла польская актриса Михалина Ольшанска, чья карьера по завершении съемок резко пошла на взлёт. 

Правда, чёткой авторской позиции  в отношении мотивировок героини ни у актрисы, ни режиссеров нет. Что движет Ольгой — неуправляемая шизофрения или ненависть человека, контролирующего свои действия, — из контекста фильма неясно. Авторы пояснили, что окончательное решение остаётся за зрителем. Что касается пражского суда, то он выбрал второй вариант и приговорил Ольгу Хепнарову к смертной казни. 

Мой выбор — удостоенные приза «За лучшую режиссуру» остроумные и ностальгические "Радиогрезы" живущего в Лондоне иранца Бабака Джалали. Это единственный фильм конкурса, где ни один кадр не обходится без юмора. Хотя в самой истории веселого мало. 

Ангел в «Зеркале»









На маленькой радиостанции в Сан-Франциско работают эмигранты из Ирана, вещающие для иранской же аудитории. Программный директор Хамида (Мохсен Наджу) на родине был известным писателем, а на чужбине вынужден брать интервью у победительниц конкурса красоты и физически страдать, слушая заполняющие паузы идиотскую рекламу. 

Специальный сюрприз для любителей музыки — присутствие в фильме Ларса Ульриха из "Металлики", выдающего искрометное соло на ударных, и наша "Катюша", вдохновенно напетая Мохсеном Наджу, который на родине имел славу иранского Боба Дилана. 

— Я родился и вырос на границе с Туркменистаном, смотрел советское телевидение, которое было намного лучше нашего. От него и любовь к русским песням, — пояснил режиссёр.  

Фестиваль охватил города Ивановской области — Иваново, Плёс, Кинешму, Родники, Шую, Юрьевец. Последний, где Тарковский родился и провёл детство, традиционно стал местом паломничества гостей и членов жюри.  

Ангел в «Зеркале»












У дома-музея прибывших встречали представители местной власти и девушки из местной студии моды в фантазийный костюмах на тему "Соляриса". Члены жюри во главе с Йосом Стеллингом рассказали о любви к Тарковскому, посадили кусты сирени и ударили в колокол, всплывший из колодца.  

Ангел в «Зеркале»

Наибольшим успехом у мастеров камеры пользовался Арсений Тарковский, старший сын режиссёра. Тарковский-младший очень похож на отца как лицом, так и точностью формулировок. На фестивале он всего второй раз — приехать уговорила тетка, Марина Тарковская, которой на церемонии открытия вручили специальный приз за вклад в сохранение наследия брата. 

Ангел в «Зеркале»

— Ну а чего сюда часто мотаться? Работать надо, — резюмировал Арсений Андреевич, работающий хирургом в Отделе хирургии сосудов научно-исследовательского Центра Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. 

Разгар фестиваля действительно пришелся на рабочие дни, что не помешало труженикам Ивановской области посещать залы кинотеатров. Некоторые жители Плеса, где жили гости и работало жюри, сетовали, что раньше фильмы показывали на набережной, а сейчас хорошую традицию упразднили. 

Генеральный продюсер "Зеркала" Алексей Боков пояснил, что дело не в недостатке финансирования (хотя средств, понятно, всегда не хватает), а ... в комарах. Вечером на волжском берегу так много насекомых, что публика, независимо от интереса к фильму, разбегается.

Ангел в «Зеркале»











— А в целом мы довольны посещаемостью, — отметил генпродюсер. — Тот же плесский дом-музей Левитана во время наших мероприятий полон, и в кинотеатрах других городов заполнямость высокая.

Вскоре один из разделов фестиваля вообще не будет связан с такой  отягощающей процедурой, как аренда кинотеатров. В планах организаторов - фестиваль Тарковского онлайн (Тarkovskyfestonline). По словам Алексея Бокова, в этом формате основные критерии для жюри  — авторская идея и уровень её воплощения. Технические требования минимальные, все остальное   — свобода решений художника.

Интервью президента фестиваля «Зеркало», народного артиста России Павла Лунгина читайте в ближайшем номере «Известий».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир