Лев Толстой против Вильяма Шекспира


Народный артист России, профессор Сергей Слонимский окончил свою седьмую по счету оперу в 2001 году. В 2016-м «Король Лир» наконец-то дождался своего часа — художественный руководитель ГАСО имени Светланова Владимир Юровский включил его в свой цикл просветительских концертов.
Опера Слонимского действительно способна просветить, причем по нескольким направлениям. Любители литературы освежат в памяти трагедию Шекспира — основные линии и персонажи сохранены. Верному Глостеру, правда, отданы реплики верного Кента, но это сути не меняет: вместо двух положительных персонажей возник один — вдвойне положительный.
Почитатели истории многое узнают о посетителях шекспировского театра «Глобус». В оперу включены их простодушные комментарии. За неимением массовки (сочинение представлено в лаконичной концертной версии) роли современников Шекспира исполняют играющие на сцене оркестранты. Откладывают инструменты, встают и громко оценивают заблуждения Лира, коварство сестер, бескорыстие Корделии.
Есть среди комментаторов персонаж, очень похожий на Льва Николаевича Толстого. В действие он вступает первым, еще до начала музыки — в момент, когда Юровский рассказывает о высокой гуманистической миссии великого драматурга.
«Неправда!» — раздается с балкона мощный бас. Луч прожектора выхватывает из темноты старца с окладистой бородой, который заявляет, что нет автора более безнравственного в моральном отношении и неряшливого — в литературном.
Дурные поступки Шекспир не осуждает, действие нелогично, а персонажи говорят так, как «никогда нигде не могли говорить никакие живые люди». Но самое главное — у него нет виноватых. А как такое может быть?
Процитировав известную статью «О Шекспире и о драме», старец спускается на сцену и преображается в Короля Лира. Ход предсказуемый (в финале жизни Толстой покинул родной дом и, как Лир, отправился куда глаза глядят), но действенный.
На сцене Концертного зала имени Чайковского особо путешествовать негде, однако певцы, ведомые режиссером Михаилом Кисляровым, всё же находят маршруты — поднимаются на балконы, спускаются в зал, осваивают причудливую конструкцию из нагроможденных друг на друга табуретов, присаживаются на хоровые станки. Особой потребности в подобных перемещениях нет, но постановщик, видимо, считает, что так удобнее иллюстрировать музыку.
Между тем партитура Слонимского в иллюстрации не нуждается. Лаконичные портреты, продуманная система лейтмотивов, пластичные ариозо, умное сочетание вокала и оркестра, где инструменты ведут диалоги с героями... Словом, «Король Лир» — мастерская вещь, которую к тому же исполнили мастера.
Юровский собрал отличную команду во главе с харизматичными Максимом Михайловым (Лир-Толстой) и Максимом Пастером (Шут) и сам вписался в нее в ролях дирижера и рассказчика. Отдельные слушатели, правда, сетовали на нехватку форте и фортиссимо. Но, как справедливо заметил нелюбимый Толстым Шекспир, «гремит лишь то, что пусто изнутри».
«Король Лир», опера Сергея Слонимского по мотивам одноименной трагедии Вильяма Шекспира, 2016. Дирижер — Владимир Юровский. Режиссер — Михаил Кисляров. Видеохудожник — Аня Мухина. Художник по свету — Геннадий Алексеев. Певцы — Максим Михайлов, Ксения Вязникова, Любовь Петрова, Надежда Гулицкая, Максим Пастер и др.