Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Мракобесы» с мечтой о «Носе»

Камерный музыкальный театр им. Покровского отметил 110-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича
0
«Мракобесы» с мечтой о «Носе»
Фото: Владимир Майоров
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Камерный театр включился в празднование 110-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В память гениального композитора представили премьеру оперы «Мракобесы. Симфония отчаяния».

Собственно, произведения с таким названием Дмитрий Дмитриевич не писал — это вольная фантазия режиссера Михаила Кислярова, положенная на музыку композитора.

Музыкальный ряд впечатляет разнообразием. В вокально-симфоническом  разделе — Четырнадцатая симфония. В камерном —  Восьмой квартет и Второе фортепианное трио памяти Ивана Соллертинского. Вокально-инструментальный жанр представлен циклом «Из еврейской народной поэзии», стихотворениями капитана Лебядкина из цикла на слова Федора Достоевского, романсами на тексты из журнала «Крокодил» и «Антиформалистическим райком».

Концерт, состоящий из этих произведений, доставил бы меломанам подлинное удовольствие, однако от театрального представления на ту же музыку становится грустно. 

— Главный герой  спектакля — Поэт как собирательный образ художника, творца, который всегда находится в конфликте со Временем, Властью, с самим собой, — говорится в аннотации. — Сочиняя историю жителей маленького провинциального городка, Поэт заново проживает и свою собственную жизнь. Детство. Революция. Любовь. Война и репрессии. Вожди и партийные съезды. Человек и уничтожающая его машина власти — главная тема творчества Поэта…

«Мракобесы» с мечтой о «Носе»

Герой-поэт (Герман Юкавский) обликом и манерами напоминает булгаковского Ивана Бездомного, уже попавшего в лечебницу доктора Стравинского, но еще не встретившего Мастера. А персонажи, его окружающие, — обитателей менее респектабельной клиники, где, судя по нервозности пациентов, экономят на успокоительном. Игры душевнобольных утомляют уже к исходу первого акта, ну а лишенный сценического юмора второй окончательно утверждает в мысли, что нетеатральный Шостакович в визуализации не нуждается.

«Мракобесы» с мечтой о «Носе»

В первую очередь  — по причине своей театральности. Эта музыка сама по себе населена яркими персонажами, а динамика их отношений настолько стремительна, что никакое «опредмечивание» за ней не поспеет. В общем, лучшее, что может сделать зритель, — закрыть глаза и слушать. Но, к сожалению, и в музыкальном плане спектакль Камерного театра далек от идеала — певцы и оркестранты фальшивят, темпы не соответствуют оригинальным.

Есть, правда, несколько моментов, отчасти окупающих разочарование. Назову стильную «конструктивистскую» сценографию и остроумно поданный «Антиформалистический раек». Этим саркастическим опусом Шостакович ответил на совещание деятелей советской музыки в ЦК компартии, причислившего его сочинения к «антинародным». Музыковеды Единицын, Двойкин и Тройкин выходят в образах высших партийных бонз, в искусстве, как известно, разбиравшихся не хуже, чем в государственных делах.

«Как стакан воды, вовремя поданный больному, так и нам нужно искусство Шостаковича», — говорил создатель Камерного театра Борис Покровский и подтверждал слова делом. Театр открылся оперой Шостаковича «Ноc», которую после долгого забвения возродили Покровский и Геннадий Рождественский.

Нынешний «стакан» явно не задался. Посетителям «Мракобесов», желающим увидеть качественную постановку на музыку композитора, остается дождаться следующего показа «Носа». Пока в ближайших планах он не значится.

«Мракобесы. Симфония отчаяния», на музыку Дмитрия Шостаковича. Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, 2016. Режиссер-постановщик — Михаил Кисляров. Дирижер-постановщик — Дмитрий Крюков. Художник-постановщик — Виктор Вольский. Художник по костюмам — Рафаил Вольский.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир