«Мракобесы» с мечтой о «Носе»


Камерный театр включился в празднование 110-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В память гениального композитора представили премьеру оперы «Мракобесы. Симфония отчаяния».
Собственно, произведения с таким названием Дмитрий Дмитриевич не писал — это вольная фантазия режиссера Михаила Кислярова, положенная на музыку композитора.
Музыкальный ряд впечатляет разнообразием. В вокально-симфоническом разделе — Четырнадцатая симфония. В камерном — Восьмой квартет и Второе фортепианное трио памяти Ивана Соллертинского. Вокально-инструментальный жанр представлен циклом «Из еврейской народной поэзии», стихотворениями капитана Лебядкина из цикла на слова Федора Достоевского, романсами на тексты из журнала «Крокодил» и «Антиформалистическим райком».
Концерт, состоящий из этих произведений, доставил бы меломанам подлинное удовольствие, однако от театрального представления на ту же музыку становится грустно.
— Главный герой спектакля — Поэт как собирательный образ художника, творца, который всегда находится в конфликте со Временем, Властью, с самим собой, — говорится в аннотации. — Сочиняя историю жителей маленького провинциального городка, Поэт заново проживает и свою собственную жизнь. Детство. Революция. Любовь. Война и репрессии. Вожди и партийные съезды. Человек и уничтожающая его машина власти — главная тема творчества Поэта…
Герой-поэт (Герман Юкавский) обликом и манерами напоминает булгаковского Ивана Бездомного, уже попавшего в лечебницу доктора Стравинского, но еще не встретившего Мастера. А персонажи, его окружающие, — обитателей менее респектабельной клиники, где, судя по нервозности пациентов, экономят на успокоительном. Игры душевнобольных утомляют уже к исходу первого акта, ну а лишенный сценического юмора второй окончательно утверждает в мысли, что нетеатральный Шостакович в визуализации не нуждается.
В первую очередь — по причине своей театральности. Эта музыка сама по себе населена яркими персонажами, а динамика их отношений настолько стремительна, что никакое «опредмечивание» за ней не поспеет. В общем, лучшее, что может сделать зритель, — закрыть глаза и слушать. Но, к сожалению, и в музыкальном плане спектакль Камерного театра далек от идеала — певцы и оркестранты фальшивят, темпы не соответствуют оригинальным.
Есть, правда, несколько моментов, отчасти окупающих разочарование. Назову стильную «конструктивистскую» сценографию и остроумно поданный «Антиформалистический раек». Этим саркастическим опусом Шостакович ответил на совещание деятелей советской музыки в ЦК компартии, причислившего его сочинения к «антинародным». Музыковеды Единицын, Двойкин и Тройкин выходят в образах высших партийных бонз, в искусстве, как известно, разбиравшихся не хуже, чем в государственных делах.
«Как стакан воды, вовремя поданный больному, так и нам нужно искусство Шостаковича», — говорил создатель Камерного театра Борис Покровский и подтверждал слова делом. Театр открылся оперой Шостаковича «Ноc», которую после долгого забвения возродили Покровский и Геннадий Рождественский.
Нынешний «стакан» явно не задался. Посетителям «Мракобесов», желающим увидеть качественную постановку на музыку композитора, остается дождаться следующего показа «Носа». Пока в ближайших планах он не значится.
«Мракобесы. Симфония отчаяния», на музыку Дмитрия Шостаковича. Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, 2016. Режиссер-постановщик — Михаил Кисляров. Дирижер-постановщик — Дмитрий Крюков. Художник-постановщик — Виктор Вольский. Художник по костюмам — Рафаил Вольский.