Михайловский театр воссоздал образ Петербурга


Михайловский театр представил премьеру балета «Люблю тебя, Петра творенье» и тем самым вступил в творческий спор с Мариинским театром, где в апреле был показан «Медный всадник» — возобновление знаменитой постановки 1949 года.
Оба спектакля поставлены на сюжет поэмы Пушкина, оба повествуют о несчастном Евгении, потерявшем во время наводнения невесту и обвинившем в ее гибели конную статую Петра I. Наконец, и в том, и в другом балете звучит музыка замечательного композитора Рейнгольда Глиэра, автора балета «Медный всадник» (эта партитура исполняется в Мариинке) и симфонии «Илья Муромец» (ее использует Михайловский).
На этом сходство заканчивается, ибо в остальном спектакли совершенно разные. Первый — масштабный и тяжеловесный. Второй — легкий и компактный.
Вольно или невольно авторы «Петра творенья» сделали акцент на нематериальных компонентах — музыке и видеопроекции. Экран на сцене Михайловского разворачивается не впервые, но если раньше видео было дополнением к сценическому действию, то теперь это полноправный театр в театре. А также самостоятельный герой — виртуальный образ Петербурга.
На заднике чередой проходят знаковые объекты Северной столицы — Исаакиевский собор, Зимний дворец, Петропавловская крепость и, разумеется, Медный всадник. Не беда, что ради картинки нарушена историческая достоверность (экранный Исаакий высится во всей красе, а во время наводнения 1824 года, о котором речь у Пушкина, он еще не был достроен) — мелькающие на экране улицы, площади и архитектурные шедевры буквально завораживают.
Свою лепту в ворожбу вносит драматургия цвета. В начале, когда город веселится, и в финале, когда отходит от кошмара, цветовая палитра обжигает яркостью. Во время драматической борьбы с наводнением и оплакивания погибших преобладают соответственно черно-белые и глубокие серые тона.
Сказать, что сценограф Георгий Цыпин любит великий город и его обитателей, нельзя. Скорее сочувствует. А как иначе можно относиться к людям, над которыми нависла громада конного исполина? «Кумир на бронзовом коне» — самый масштабный герой проекции. Но достоинство виртуального мира в том, что тяжесть объектов — кажущаяся. Скульптуры и здания с одинаковой непринужденностью разлетаются на фрагменты и собираются в единое целое.
— Поэма Пушкина обладает удивительной легкостью, которую хотелось ухватить и передать, — объяснил сценограф свой замысел. — Ведь что сделал Пушкин? Легкими штрихами схватил глубины человеческого существования. В этом его гениальность и его современность. Возможно, он даже предвидел все эти нынешние цифровые технологии. Ведь поэзия — это тоже отрицание материальности.
Как и музыка, добавлю я. Там историю богатырских битв можно рассказать в звуках, что и сделал Рейнгольд Глиэр. Его Третья симфония («Илья Муромец») хорошо известна на Западе, но почти забыта в России. Спасибо авторам балета и оркестру под управлением Михаила Татарникова за этот просветительский жест. К пушкинской истории ее яркая звукопись, резкие контрасты, мощные кульминации и катастрофические срывы подошли идеально.
А финалы симфонии и балета практически совпали: история богатыря завершается окаменением Муромца и его сподвижников — в наказание за дерзкий вызов «силе нездешней». И каменным изваянием с каменной невестой на руках оказывается в финале Евгений, пригрозивший Медному всаднику.
Ну а что же главная составляющая балета — танец? Вопреки нематериальности пушкинской поэмы, она оказалась самой материальной и по-старинному драмбалетной. Пушкин (удивительно похожий на изображения молодого поэта Марио Лабрадор) ведет Евгения (Леонид Сарафанов) по Петербургу, знакомит с Парашей (Анна Кулигина), ссорит с Медным всадником...
Жаль, что сюжет подан так прямолинейно и расходится с танцевальным наполнением — в хореографии Лар Любович мыслит обобщенно и пластично. Впрочем, движение в этом балете воспринимается частью виртуального образа города — огромного, прекрасного и равнодушного к чаяниям своих обитателей. И этот образ — безусловная победа создателей спектакля.
«Люблю тебя, Петра творенье», спектакль Михайловского театра, 2016. Либретто и хореография: Лар Любович. Художник-постановщик: Георгий Цыпин. Художник по костюмам: Энн Хоулд-Уорд. Художник по свету: Клифтон Тейлор. Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Михаил Татарников. Ближайшие спектакли — 16 и 18 июня.