Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Михайловский театр воссоздал образ Петербурга

На сцене ожили Исаакиевский собор, Зимний дворец и Медный всадник
0
Михайловский театр воссоздал образ Петербурга
Фото: Сергей Тягин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Михайловский театр представил премьеру балета «Люблю тебя, Петра творенье» и тем самым вступил в творческий спор с Мариинским театром, где в апреле был показан «Медный всадник» — возобновление знаменитой постановки 1949 года. 

Оба спектакля поставлены на сюжет поэмы Пушкина, оба повествуют о несчастном Евгении, потерявшем во время наводнения невесту и обвинившем в ее гибели конную статую Петра I. Наконец, и в том, и в другом балете звучит музыка замечательного композитора Рейнгольда Глиэра, автора балета «Медный всадник» (эта партитура исполняется в Мариинке) и симфонии «Илья Муромец» (ее использует Михайловский).

На этом сходство заканчивается, ибо в остальном спектакли совершенно разные. Первый — масштабный и тяжеловесный. Второй — легкий и компактный.

Вольно или невольно авторы «Петра творенья» сделали акцент на нематериальных компонентах — музыке и видеопроекции. Экран на сцене Михайловского разворачивается не впервые, но если раньше видео было дополнением к сценическому действию, то теперь это полноправный театр в театре. А также самостоятельный герой — виртуальный образ Петербурга.

Михайловский театр воссоздал образ Петербурга

На заднике чередой проходят знаковые объекты Северной столицы — Исаакиевский собор, Зимний дворец, Петропавловская крепость и, разумеется, Медный всадник. Не беда, что ради картинки нарушена историческая достоверность (экранный Исаакий высится во всей красе, а во время наводнения 1824 года, о котором речь у Пушкина, он еще не был достроен) — мелькающие на экране улицы, площади и архитектурные шедевры буквально завораживают.

Свою лепту в ворожбу вносит драматургия цвета. В начале, когда город веселится, и в финале, когда отходит от кошмара, цветовая палитра обжигает яркостью. Во время драматической борьбы с наводнением и оплакивания погибших преобладают соответственно черно-белые и глубокие серые тона.

Сказать, что сценограф Георгий Цыпин любит великий город и его обитателей, нельзя. Скорее сочувствует. А как иначе можно относиться к людям, над которыми нависла громада конного исполина? «Кумир на бронзовом коне» — самый масштабный герой проекции. Но достоинство виртуального мира в том, что тяжесть объектов — кажущаяся. Скульптуры и здания с одинаковой непринужденностью разлетаются на фрагменты и собираются в единое целое.

Михайловский театр воссоздал образ Петербурга

— Поэма Пушкина обладает удивительной легкостью, которую хотелось ухватить и передать, — объяснил сценограф свой замысел. — Ведь что сделал Пушкин? Легкими штрихами схватил глубины человеческого существования. В этом его гениальность и его современность. Возможно, он даже предвидел все эти нынешние цифровые технологии. Ведь поэзия — это тоже отрицание материальности.

Как и музыка, добавлю я. Там историю богатырских битв можно рассказать в звуках, что и сделал Рейнгольд Глиэр. Его Третья симфония («Илья Муромец») хорошо известна на Западе, но почти забыта в России. Спасибо авторам балета и оркестру под управлением Михаила Татарникова за этот просветительский жест. К пушкинской истории ее яркая звукопись, резкие контрасты, мощные кульминации и катастрофические срывы подошли идеально.

А финалы симфонии и балета практически совпали: история богатыря завершается окаменением Муромца и его сподвижников — в наказание за дерзкий вызов «силе нездешней». И каменным изваянием с каменной невестой на руках оказывается в финале Евгений, пригрозивший Медному всаднику.

Ну а что же главная составляющая балета — танец? Вопреки нематериальности пушкинской поэмы, она оказалась самой материальной и по-старинному драмбалетной. Пушкин (удивительно похожий на изображения молодого поэта Марио Лабрадор) ведет Евгения (Леонид Сарафанов) по Петербургу, знакомит с Парашей (Анна Кулигина), ссорит с Медным всадником...

Жаль, что сюжет подан так прямолинейно и расходится с танцевальным наполнением — в хореографии Лар Любович мыслит обобщенно и пластично. Впрочем, движение в этом балете воспринимается частью виртуального образа города — огромного, прекрасного и равнодушного к чаяниям своих обитателей. И этот образ — безусловная победа создателей спектакля.

«Люблю тебя, Петра творенье», спектакль Михайловского театра, 2016. Либретто и хореография: Лар Любович. Художник-постановщик: Георгий Цыпин. Художник по костюмам: Энн Хоулд-Уорд. Художник по свету: Клифтон Тейлор. Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Михаил Татарников. Ближайшие спектакли — 16 и 18 июня. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир