Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Хуситы заявили о первой атаке на авианосец США Carl Vinson
Мир
ЕС отложил принятие ограничительных мер против американских IT-корпораций
Экономика
Обороты малого и среднего бизнеса в России выросли на 18% в 2024 году
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей в выходные дни
Происшествия
ВСУ атаковали здание администрации Новокаховского округа Херсонской области
Общество
Яхтенный поход «Россия на Балтике» пройдет летом 2025 года
Мир
В СМИ сообщили детали предложенного США союзникам плана по урегулированию на Украине
Армия
В ДНР сотрудники Росгвардии обнаружили схрон ВСУ с иностранными боеприпасами
Мир
Сын Куклачева счел новые санкции Украины проявлением страха Киева
Спорт
Россиянин Карен Хачанов вышел в полуфинал теннисного турнира в Барселоне
Происшествия
Силы ПВО сбили два беспилотника в Курской области
Мир
Шор назвал задержание архиепископа Маркелла трусливым поступком Кишинева
Мир
СМИ сообщили о запрете Трампу продолжать политику ускоренных депортаций
Мир
Более 40 палестинцев погибли за день в результате ударов по Газе
Общество
Константин Цзю назвал Овечкина главным спортсменом мира
Общество
Ямпольская возглавила Совет по формированию нового российского стиля
Мир
Трамп не исключил выход США из переговорного процесса по Украине

Полиглоты поневоле

0
Полиглоты поневоле
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российское образование ждут очередные перемены, и на этот раз они связаны с изучением иностранных языков. В этом году школы перешли на новый стандарт обучения, который предусматривает введение второго обязательного иностранного языка. А к 2020 году ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным.

По словам преподавателей, в последнее время английский язык — и без того самый популярный в школах — стал уже безусловным фаворитом среди иностранных языков. Школьники выбирают его все чаще. Это и понятно — в современном мире без этого по-настоящему международного языка никуда. Однако российское Министерство образования и науки решило, что кроме английского уважающий себя школьник должен говорить и на других языках. Поэтому в этом учебном году в школьном расписании пятиклассников появился новый предмет — второй иностранный язык, который, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) с 1 сентября стал обязательным элементом школьной программы.

И это только первый шаг. Вторым этапом станет введение в старшей школе третьего обязательного ЕГЭ — тоже по иностранному языку. Эти инициативы разделили профессиональное сообщество на два лагеря: одни считают, что вместо введения второго иностранного языка лучше было бы увеличить количество часов языка родного, вторые же небезосновательно утверждают, что изучение иностранных языков развивает и инициатива пойдет нашим детям только на пользу.

«Я, как работающий в этой сфере человек, приветствую введение второго иностранного языка, — говорит Алла Щепилова, директор и председатель ученого совета Института иностранных языков МПГУ. — Этот предмет стал обязательным, а значит, он должен быть бесплатным. Кроме того, знание нескольких языков оказывает очень хорошее развивающее воздействие на мышление детей, на их речь и способность к пониманию другого человека и другой культуры». По мнению эксперта, в больших городах особых проблем в связи с введением второго обязательного языка (и в перспективе — ЕГЭ) не будет — в школах он существует давно, а значит, есть и кадры, способные его преподавать. А вот в небольших городах можно прогнозировать определенные трудности.

«В 1990-х мы пережили довольно длительный период насильственной унификации языкового образования, когда другие языки направленно заменялись в школе на английский, — отметила Алла Щепилова. — Особенно массовым это явление было в регионах. И я знаю, что очень многие учителя, например, испанского или французского, проходили переподготовку для того, чтобы преподавать в школах английский».

В регионах подтверждают, что с реализацией инициативы федерального министерства не все гладко. Так, среди школ Республики Мордовия лишь единицы сделали второй иностранный обязательным. «Опыт преподавания двух иностранных языков привел к тому, что второй язык усваивали далеко не все, — рассказала Елена Рудометова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 1» Рузаевского муниципального района республики. — При этом нужно понимать, что у нас, как и во многих других национальных республиках, параллельно изучается и региональный язык — в нашем случае мордовский. Итого получается три языка. И я думаю, что еще один иностранный язык нужно вводить исключительно факультативно, по желанию детей и родителей, повсеместно его вводить не нужно».

По ее словам, в Рузаевском районе республики ни одна школа не сделала второй иностранный язык обязательным — нет соответствующего запроса родителей, да и преподавателей на новый предмет найти довольно сложно.

Категорически против «принудительного» второго иностранного языка выступает и Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, председатель Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте по правам ребенка и председатель управляющего совета одной из московских гимназий. «На мой взгляд, введение в наших школах второго обязательного иностранного языка — это очередная безумная инициатива Минобрнауки, — сообщила она. — Вообще в последнее время это ведомство все чаще «спускает» самые разнообразные директивы, совершенно не заботясь о том, за счет каких ресурсов школы будут их выполнять и как они встроятся в существующую систему образования в принципе».

Эксперт отметила, что сегодня школы не готовы к выполнению очередной «странной идеи» чиновников. Причина проста — объемы финансирования образовательных учреждений остались теми же, а количество услуг, которые теперь должна предоставлять школа, увеличилось. Оплата труда педагогов и само наличие нужного количества преподавателей, и условия их труда — все эти вопросы ложатся на плечи образовательных организаций.

Кандидат педагогических наук, президент образовательной компании «РЕЛОД» (которая занимается разработкой методик и программ для изучения иностранных языков) Светлана Уласевич в целом нововведения поддерживает, но подтверждает наличие определенных проблем в этой сфере. «Я думаю, что новый образовательный стандарт положительно влияет на детей и показывает четкую линию поведения для учебных заведений — что и как они должны делать, — отметила она. — Но школам сегодня действительно довольно непросто жить: преподавателям приходится сочетать педагогическую работу с заполнением бесконечных документов. С 1 сентября нагрузка стала еще больше, а вот преподавателей и учебных материалов не прибавилось».

Кроме того, по мнению Светланы Уласевич, чтобы эти нововведения принесли пользу, необходимо повышать профессиональный уровень учителей — для качественного преподавания двух иностранных языков он зачастую недостаточен. И еще: фактически нужно создавать всю систему методического обеспечения, а это занятие не только трудоемкое, но и довольно затратное.

Еще одна сложность связана с тем, что зачастую экзамен по иностранному языку школьники сдают благодаря подготовке с репетиторами. Это означает, что в семейном бюджете появится еще одна расходная статья — родителям придется оплачивать репетитора и по второму иностранному языку. По словам Светланы Уласевич, цена рассчитанного на 120 ч занятий годового комплекта учебных материалов — порядка 2 тыс. рублей, одно занятие на курсах или час репетитора стоит порядка 600–700 рублей. А между тем платных услуг в школе и так становится все больше — продленка, кружки и секции допобразования... Да и нагрузка на детей увеличивается: больше языков — больше страданий за уроками.

К сожалению, из Минобрнауки мы не смогли получить каких-либо комментариев по этой теме. Некоторую ясность в вопрос внес ректор Московского педагогического института Игорь Реморенко. По его словам, термин «обязательный» не стоит рассматривать как навязывание властями еще одного школьного предмета: «Россия — член большого международного рынка, на котором успех страны очень сильно зависит от того, насколько ее граждане владеют иностранными языками и способны быть адаптивными к новым глобальным технологиям. Поэтому я приветствую тенденцию, связанную с усилением изучения иностранных языков в школах. Сейчас у нас второй иностранный представлен лишь как вариант учебного плана там, где у школ есть два иностранных языка. То есть он не является абсолютно обязательным. Школа сама может выбрать тот учебный план, в котором второй иностранный язык представлен как обязательный предмет».

Дело в том, что в соответствии с действующим законом об образовании введение второго иностранного языка — это услуга, которая заказывается родителями. И сегодня школы вправе по-разному трактовать пожелания «заказчиков услуг». Некоторые учреждения образования, чтобы не дать родителям «разгуляться», уже предприняли кардинальные меры. «Проблем с этой инициативой Минобрнауки достаточно, поэтому наша гимназия приняла решение отказаться от второго обязательного иностранного языка, — рассказала Ольга Леткова. — Если кто-то из родителей хочет для своих детей второй иностранный язык — пожалуйста, он может быть предоставлен в виде факультатива, без обязательной сдачи экзаменов. А те часы, которые отводятся на второй иностранный язык, мы решили отдать на дополнительные занятия по основным предметам — русскому языку, литературе, математике, истории». О том, что будет в 2020 году, когда выпускникам придется-таки в обязательном порядке сдавать иностранный язык на ЕГЭ, родители нынешних школьников не думают — их чадо к тому времени уже ничего не будет связывать со школой.

Мнение

Евгений Маркачев, министр образования Республики Мордовия:

— В школах Саранска, в которых имеются соответствующие условия (а именно материально-техническая база и преподаватели с соответствующим уровнем подготовки), второй иностранный язык введен. В лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением иностранных языков преподавание второго иностранного языка является нормой.

В образовательных организациях районных центров и в сельских школах введение второго иностранного языка в качестве обязательного проходит в несколько этапов. По мере готовности образовательной организации и в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающихся.

В 2015/16 учебном году мы зафиксировали, что на территории республики порядка 30% школ практикуют изучение второго иностранного языка. А в следующим учебном году, по нашим ожиданиям, количество таких общеобразовательных учреждений должно увеличиться.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир