Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Алексей Айги: «Новая музыка может стряхнуть пыль со старого кино»

Композитор-киноман — о работе над фильмами Барнета, Медведкина, Ланга и концерте в память Сергея Курёхина
0
Алексей Айги: «Новая музыка может стряхнуть пыль со старого кино»
Фото: ТАСС/ Максим Шеметов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Большом зале Московской консерватории композитор Алексей Айги и ансамбль 4’33’’ озвучат немой шедевр советской киноклассики — картину Бориса Барнета «Дом на Трубной». Во втором отделении концерта прозвучат новые произведения, написанные ко дню рождения коллектива. Затем музыканты переедут в Петербург, где дадут концерт в зале «Эрарта». С Алексеем Айги встретился обозреватель «Известий» Алексей Таманцев.

— Вы помните, когда впервые взялись озвучивать старый фильм, выступив в роли нового тапера?

— Это было в 1995–1996-м, фестиваль «Берлин–Москва». Немецкий Институт имени Гёте предложил программу «Немое кино — живая музыка». В то время для нас это была абсолютная диковинка. Джазовый критик Дмитрий Ухов посоветовал немцам меня и Антона Батагова, я, конечно, сразу схватил самый сложный и длинный фильм — «Метрополис» Ланга, совершенно не понимая, что с ним делать. Вроде справился, хотя это была одна из самых сложных работ в моей жизни. Репетировали мы в квартире у композитора Паши Карманова, который в то время с нами играл, партии я дописывал буквально в метро. До сих пор не понимаю, как мы смогли это сыграть. Ту партитуру я давно хочу восстановить, но времени совсем нет.

— С проектом «Немое кино — живая музыка», созданным по заказу Госфильмофонда и «Первого канала», вы проехали по всей стране. Как принимали?

— Принимают хорошо. Конечно, в этом заслуга замечательных лент Барнета, Медведкина, Ланга. Нельзя сказать, что мы делали какие-то глобальные туры, но действительно добрались аж до Сахалина. Это, конечно, российской публике немного в новинку, но в последние годы с немым кино работают все подряд, так что ситуация меняется.

— Для вас важен именно полный саундтрек к «Дому на Трубной»? Почему было не сделать большой концерт Алексея Айги и ансамбля 4'33'', включив туда кинофрагменты?

 — Это предложение консерватории — сделать в таком академическом зале программу с немым кино. К тому же Год кино на дворе, хотя это и незаметно (смеется). Фильм «Дом на Трубной» мне действительно дорог. Во-первых, гениальная картина. Во-вторых, именно работая над ней, я нашел многое из того, что стал делать впоследствии с группой как на концертах, так и в фильмах. Ну и благодаря одной из тем этого фильма Валерий Тодоровский, с которым мы потом плодотворно работали, убедился, что я могу делать достаточно жизнерадостную музыку, а то при первой встрече я завалил его кассетами с чем-то очень странным (смеется).

Алексей Айги: «Новая музыка может стряхнуть пыль со старого кино»

— Озвучание такого фильма, вероятно, сродни созданию ремикса на изначально хорошо сделанную песню — велика вероятность испортить исходный материал. В чем особенность работы над старыми фильмами? 

— Здесь как бы больше свободы, но только «как бы». Я стараюсь быть аккуратным с немыми фильмами, все-таки это настоящие шедевры, а мне не очень хочется портить классическую картину. Я повидал довольно-таки много музыкантов, самовыражающихся под какой-нибудь немой фильм. Остальное — детали. Где-то надо строго следовать стилистике того времени, где-то можно позволить себе более современный саунд. Главное, что новая музыка может дать новую жизнь старой картине, стряхнуть с нее пыль.

— Пару лет назад вы сделали проект на музыку Сергея Курёхина. Последует ли продолжение?

— Курёхинский проект получился очень удачным. Очень рад, что люди, близко знавшие Сергея, работавшие с ним, высоко его оценили. Планируем выпустить эту программу на диске и DVD. Ну и если всё сложится, то 9 июля, в день 20-летия ухода Сергея, мы снова выступим в Московской консерватории, курёхинской музыки неигранной еще много, но и работы много — расшифровка, оркестровка...

Справка «Известий»

Немая лента «Дом на Трубной» снята в 1928 году режиссером Борисом Барнетом по сценарию Николая Эрдмана и Виктора Шкловского. В главных ролях — Вера Марецкая и Владимир Фогель. Действие картины происходит в разгар нэпа. Дом на Трубной потрясает известие о том, что домработница Параня избрана депутатом Моссовета от профсоюза горничных...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир