В условиях продолжающейся гражданской войны руководители республик Донбасса все чаще выходят с различными инициативами, демонстрирующими их приверженность демократическим нормам и ценностям, чего, кстати, никак нельзя сказать про страну победившего евромайдана. Эти инициативы показывают всему миру, что, даже находясь в состоянии войны, при наличии политической воли и организационных возможностях можно реализовывать такие демократические процедуры, как выборы.
Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко 23 мая заявил, что общественные праймериз будут проведены во всех районах Донецка. «В ходе общественных праймериз жители столицы ДНР определят наиболее достойных кандидатов для участия в местных выборах, предусмотренных Минскими соглашениями», — заявил он.
Как передает одно донецкое новостное агентство со ссылкой на некий «источник в окружении главы республики», «Захарченко объявил праймериз после встречи с помощником президента РФ Владиславом Сурковым. Идея общественных праймериз была предложена главой республики. Сурков ее одобрил и собирается рекомендовать ее реализацию и в ЛНР».
Исходя из этих договоренностей и был выработан оптимальный подход к осуществлению предварительных выборов в условиях нынешней ситуации в Донбассе, который скорее всего и будет реализован. В связи с этим попробуем разобраться, что такое праймериз и какие цели преследует руководство ДНР, объявившее о данной инициативе.
Праймериз у нас четко ассоциируются с избирательным процессом в США, в котором они применяются с 1842 года. Но с недавних пор подобное явление стало характерным и для Российской Федерации.
Среди явных «плюсов» праймериз можно выделить, в частности, то, что граждане получают возможность лучше узнать потенциальных кандидатов, их программы, взгляды на ключевые проблемы, интересующие избирателей. Сама процедура праймериз позволяет всем участникам избирательного процесса предварительно отработать алгоритм своего участия в выборах и повысить свою квалификацию. Кроме того, с помощью праймериз в политический процесс интегрируется гораздо большее число избирателей, происходит процесс политической социализации граждан.
Существуют и противники праймериз, которые объясняют свою критичную позицию тем, что этот процесс затратный, на него уходит большое количество сил и времени. Исходя из этих аргументов, каждый для себя сам может определить, насколько праймериз как явление политической жизни уместны или, наоборот, не уместны в каждом конкретном случае.
Относительно ситуации в Донбассе, в условиях, когда украинская сторона продолжает открыто саботировать выполнение взятых на себя обязательств в рамках Минских соглашений касательно принятия закона о выборах на территориях ДНР и ЛНР, праймериз становятся оптимальным инструментом социально-политической мобилизации — как населения, так и политиков молодых республик.
Это может стать хорошим тренингом не только для будущих кандидатов, но и для работников ЦИК ДНР, местных СМИ, общественных организаций, правоохранителей республики: будут «отрепетированы» все детали будущих выборов. В ходе предварительного голосования также будут отработаны действия, связанные с обеспечением безопасности избирательного процесса.
Власть ДНР, в свою очередь, получит представление о том, кому доверяет население и кто способен работать на руководящих постах в республике. Людям, победившим на предстоящих праймериз, впоследствии можно будет предлагать административные должности, будучи уверенным в поддержке их кандидатур населением региона.
Отдельно следует сказать об украинском факторе. Сразу после заявления Захарченко о намерении провести праймериз огромное количество украинских СМИ заявили, что через данный механизм будут привлечены к участию в политическом процессе в Донбассе украинские партии. Но, как часто бывает с украинскими СМИ и даже первыми лицами, они часто выдают желаемое за действительное. Глава республики сразу дал понять, что украинские партии ни при каких условиях не будут участвовать в праймериз в ДНР.
Особое внимание хотелось бы обратить на обеспечение безопасности — как в целом, так и в ходе предстоящих праймериз и возможных выборов в частности. После ночных переговоров глав четырех государств — участников «нормандского формата», прошедших в ночь с 23 на 24 мая, на официальном сайте президента Украины появилась информация о том, что руководители Украины, Франции, Германии и России выразили поддержку развертыванию полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе и началу консультаций по этому вопросу. Но напомню, российская позиция заключается в том, что официальный Киев и представители ДНР и ЛНР должны решать этот вопрос в рамках переговоров в Минске, и только в случае компромисса сторон этому процессу будет обеспечена всесторонняя поддержка всех участников переговорного процесса.
Пока же республики вполне могут и сами, собственными силами обеспечить безопасность как при проведении праймериз, так и во время возможных предстоящих выборов. Ранее они уже неоднократно доказали свою полную состоятельность в этом вопросе.
Автор — директор Украинского филиала Института стран СНГ