Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Мутер, Бронфман и Харрелл как единый инструмент

Трио выдающихся артистов исполнило Бетховена и Чайковского
0
Мутер, Бронфман и Харрелл как единый инструмент
Фото: пресс-служба XVI Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес"
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В рамках фестиваля «Черешневый лес» в Москве выступило выдающееся артистическое трио — скрипачка Анне-Софи Мутер, пианист Ефим Бронфман и виолончелист Линн Харрелл.

О каждом участнике этого творческого союза можно писать монографию. 
Мутер — первая леди мировой скрипичной музыки — в этом году отмечает 40-летний юбилей творческой деятельности. На концертную эстраду она вышла тринадцатилетним подростком с благословения Герберта фон Караяна. 

Бронфман — непревзойденный интерпретатор фортепианной и ансамблевой музыки Шостаковича, Бартока и других именитых авторов XX века.

Харрелл в прошлом году судивший конкурс Чайковского, свой первый сольный концерт сыграл в 1971 году и с тех пор входит в негласный элитный клуб лучших виолончелистов мира.

Когда музыканты такого класса собираются для совместного музицирования, публика радуется, импресарио подсчитывают прибыль, а вот музыка часто терпит убытки — солисты, привыкшие безраздельно царить на сцене, не всегда находят общий язык с  ансамблем. 

Но это, к счастью, не про недавних московских гостей — они-то как раз откликались на малейшие импульсы друг друга и звучали как единый многоголосный инструмент. Исполнялись известные сочинения, но, казалось, что музыка рождается здесь и сейчас. Таков уникальный результат взаимопонимания.

В первом отделении прозвучал шедевр венской классики — бетховенское Трио №7 для фортепиано, скрипки и виолончели B-dur Op.97. Композитор посвятил его своему патрону, эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, любившего масштаб не только в государственных делах, но и в камерной музыке. 

С главной задачей — собрать воедино части безразмерного цикла — трио с честью справилось: играючи прошло через темповые искушения Allegro moderato, порезвилось в жанровом раздолье Scherzo: Allegro, насладилось кантиленой в Andante cantabile и завершило музыкальный вояж не по-бетховенски изящным Allegro moderato. Presto. 
Второй раздел вечера был отдан не менее грандиозному трио «Памяти великого артиста», ля минор, соч. 50. Чайковский написал его в память друга и соратника Николая Рубинштейна и в качестве эксперимента выбрал состав, который, по его собственным словам, «претил уху». Чем не нравилось Петру Ильичу сочетание скрипки, виолончели и фортепиано, можно только догадываться, но если бы композитор услышал Мутер— Бронфмана—Харрелла, то, скорее всего, поменял бы мнение на противоположное.

Свое душевное состояние в момент работы над Трио Чайковский описал в послании Надежде фон Мекк: «В голове темно, — да иначе и быть не может ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее, — но зато в душу мою все больше и больше проникает свет веры...»
В этом, собственно, состоит концепция произведения, и музыканты так или иначе решают для себя вопрос акцента — сделать ли его на непоправимой трагедии смерти или перенести на блаженство вечной жизни. Трио выбрало первый вариант, последовательно проведя величественную драматургию («Это симфония, налаженная для трио», — пояснял Чайковский) от покоя начальной колыбельной к трагической ламентации финала и виолончельному «схождению в бездну» в коде.

Написав Трио памяти Рубинштейна, Чайковский положил начало традиции русских музыкальных надгробий. Неистовое скерцо из Второго трио Дмитрия Шостаковича (памяти Ивана Соллертинского) музыканты сыграли на бис. 

Потрясенное молчание публики, а вслед за тем стоячая овация и крики «Браво!» стали им наградой. Единственное, о чем можно пожалеть, вспоминая это ярчайшее майское впечатление, — выбор зала. Оснащенность КЗЧ им. Чайковского современными акустическими панелями не отменяет его изначально неконцертного происхождения. Оркестр там звучит, а нюансы камерной музыки пропадают. Большой зал консерватории был бы для музыкантов идеальным местом.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир