DreamWorks: мечта сбывается, чтобы разрушиться


Спектакль Ивана Вырыпаева и Виктора Рыжакова, показанный в рамках фестиваля «Черешневый лес», посвящен мечтам. Сбывшимся и несбывшимся. Возможно, что всё происходящее на сцене тоже мечта — о том, что могло случиться где-нибудь в Калифорнии. Авторы награждают героев звучными иностранными именами, устраивают умопомрачительные интерьеры с гигантскими цветами, песни с танцами и финальное дефиле персонажей — как живых, так и умерших.
Это правильно. Не потому что на Рязанщине или Полтавщине такая история невозможна. А потому что разнообразные сентенции, вложенные в уста героев, звучат отдельно от характеров. И далекому Тэдди такое раздвоение простится с большей охотой, нежели близкому Феде.
Слов в пьесе очень много. Актеры постоянно убыстряют темп речи — иначе не уложиться в критические полтора часа, по истечению которых зритель начинает зевать, кашлять и поглядывать в сторону выхода. На подачу персонажей — помолчать, походить, подышать — времени практически не остается. Да и не философское это дело. Не до нюансов, когда речь идет о глобальных вещах — любви, браке, семье, смысле жизни.
Преуспевающий журналист Дэвид (Филипп Янковский) потерял любимую жену Мэрил (Светлана Иванова-Сергеева). Тем не менее Мэрил — цветущая дама в белом — на сцене появляется, обозначая материализовавшиеся мысли супруга. Герои ведут беседы, причем усопшая Мэрил выглядит куда более жизнелюбивой, чем здравствующий Дэвид. Именно она советует мужу отправиться к друзьям Тэдди (Павел Ворожцов) и Фрэнки (Виталий Кищенко) — вечером в пятницу они традиционно покуривают, понюхивают и размышляют о буддизме. То есть занимаются как раз тем, чего Дэвиду в данный момент не хватает.
Однако ехать никуда не приходится. Друзья сами решили устроить Дэвиду веселый маскарад, нарядившись в разномастных персонажей — от Бэтмена до буддистского ламы. Последний, впрочем, оказывается настоящим буддистом, даром что в прошлом откликался на имя Джон Фридман (Евгений Сытый).
Среди гостей оказывается и ранее незнакомая Дэвиду дама в обличье Клеопатры (Инна Сухорецкая). С нее-то и начинается возрождение вдовца. В уста загадочной Элизабет («Дэвид, это Элизабет. Элизабет, это Дэвид») вложены главные постулаты пьесы. «Дай мне пять минут, не перебивай», — просит она собеседника и, набрав воздуха, выпаливает курс ликбеза для утративших духовные опоры:
«Любовь — это не стремление чем-то обладать, а пространство, из которого всё состоит»;
«Знать свое предназначение и следовать ему — главный смысл всей нашей жизни»;
«Мужчины и женщины нужны, чтобы помогать друг другу идти по жизненному пути».
Вот только друзья, приславшие Элизабет к Дэвиду, далеки от следования этим прекрасным мыслям. У каждого из них свой скелет, и не в шкафу, а на всеобщем обозрении. «У всякой приличной женщины есть яд», — заявляет Дэвиду громкоголосая Салли (Ирина Пегова) и в следующем монологе сообщает, что отравила Фрэнки, изменившего ей с длинноногой Бэтти (Паулина Андреева).
«Гребаные обстоятельства», — подытоживает тюремщица, наблюдающая встречу раскаявшихся соперниц, а затем на все лады распевает эту самую краткую и самую жизненную сентенцию спектакля. А что тут возразишь? Есть прекраснодушные мечты, а есть эти самые жестокие и непоправимые обстоятельства.
«Наши мечты — это наша работа, которую мы во что бы то ни стало должны сделать хорошо», — заявляют авторы устами идеальной Элизабет. Не поспоришь. Но если мечты так легко разрушить, может, и бог с ними, с этими мечтами?
DreamWorks* «Мечта сбывается». Пьеса Ивана Вырыпаева. МХТ имени Чехова, 2016. Режиссер — Виктор Рыжаков. Художники — Алексей Трегубов, Мария Трегубова. Композитор — Игорь Вдовин.