Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Днепропетровской области неизвестный в камуфляже устроил стрельбу из автомата
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Россия и ЕС: рядом, но не вместе

Политолог Дмитрий Суслов – о расколе между Россией и Евросоюзом и его возможных последствиях
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В то время как Барак Обама в ходе своего последнего европейского турне агитировал европейцев за Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), в самом Евросоюзе как на государственном, так и на экспертном уровне все чаще начали говорить о необходимости нормализации отношений с Россией. Лидером процесса стала Италия, официально поставившая внутри ЕС вопрос об отмене антироссийских секторальных экономических санкций.

Постепенно возрождается и экспертный диалог, ярким примером которого стала прошедшая недавно в Риме совместная конференция международного дискуссионного клуба «Валдай» и итальянского Института международных отношений (IAI) «Выйти из тупика: какое будущее ждет отношения России и ЕС?». Участие в конференции принимали в том числе высокопоставленные сотрудники итальянского МИДа и помощник главы европейской дипломатии Федерики Могерини.

За последние год-полтора в европейском восприятии России произошло некоторое отрезвление. Европейцы начинают осознавать, что политика санкций не работает, а свертывание сотрудничества не способно заставить Россию «прийти с повинной» и отказаться от самостоятельного внешнеполитического курса. Заявления о необходимости «наказать Россию» сменились предостережениями о недопущении дальнейшей деградации отношений и необходимости сохранить экономическую взаимозависимость Россия–ЕС.

Однако одновременно обсуждение показало, что искреннее желание итальянцев улучшить отношения пока не дополняется пониманием того, как именно это сделать, какой должна быть их новая модель и новая повестка дня. Скорее, имеет место стремление вернуться к прежней модели. Даже наиболее дружественно настроенные в отношении России страны ЕС, включая Италию, выступают за ЕС-центричную модель «Большой Европы» и Евразии, в соответствии с которой все европейские страны, включая Россию, должны быть в той или иной степени ассоциированы с ЕС, принимать (полностью или частично) его нормативную и регулятивную базу и стать по сути частью «международного сообщества» Евросоюза.

Россия к возврату к этой модели не готова. Она настаивает на равноправном партнерстве и равноправной интеграции двух полюсов «Большой Европы» — ЕС и ЕАЭС. Данная постановка вопроса, в свою очередь, неприемлема для Евросоюза.

При этом ни Россия, ни Евросоюз не намерены менять в обозримой перспективе свои стратегии. Для России возвращение к ЕС-центричной модели в контексте формирования многополярного мира и реализации политики поворота к Азии в принципе немыслимо. Евросоюз же, находясь в самом глубоком кризисе за всю историю интеграции, просто не способен выработать новую философию «Большой Европы». Кроме того, в ЕС по-прежнему преобладает точка зрения, что у России просто нет иного пути успешного развития, кроме как через интеграцию в «международное сообщество Евросоюза», а потому возвращение к прежней модели рано или поздно произойдет.

Таким образом, несмотря на позитивный настрой по крайней мере части европейцев, преодоление нынешнего тупика отношений между Россией и ЕС в ближайшие несколько лет маловероятно. Поэтому впервые за все время наших отношений надо готовиться к такой модели взаимодействия, которая не будет ориентироваться на стратегическую цель выстраивания общего пространства, а будет исходить из фактической принадлежности к разным политико-экономическим сообществам.

Какой в этих условиях может быть повестка дня российско-европейских отношений? Очевидно, она должна носить практический и абстрагированный от стратегических вопросов отношений и выстраивания «Большой Европы» характер. Сформулировать стратегическую цель отношений, которая бы разделялась обеими сторонами, сегодня и в ближайшие несколько лет невозможно. В то же время Россия и ЕС сталкиваются с многочисленными вызовами внутри- и внеевропейского происхождения, которые требуют эффективного взаимодействия Москвы и Брюсселя.

Во-первых, это проблемы европейской безопасности и риски перерастания нынешней ограниченной конфронтации в полномасштабную холодную и даже горячую войну. Для предотвращения этого необходимо не допустить дальнейшей эскалации на Украине, усилить механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов в Европе в целом, содействовать развитию и стабильности стран «общего соседства», предотвратить полный распад системы контроля над вооружениями, в том числе ядерными, и ограничить наращивание военной инфраструктуры НАТО в странах ЦВЕ и Балтии.

Во-вторых, это проблема комплексной и долгосрочной дестабилизации стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, которые в течение нескольких десятилетий будут являться и для России, и для ЕС источниками терроризма, исламского радикализма, потоков мигрантов, распространения оружия массового поражения, оргпреступности, гражданских войн и нестабильности в целом.

В-третьих, это глобальный раскол мира на два политико-экономических сообщества и усиление стратегического соперничества России и Китая с США. Он чреват не только образованием нового «занавеса» в Европе, но в конечном итоге маргинализацией России и тем более ЕС, их превращением в младших партнеров Китая и США. Сгладить этот раскол в АТР скорее всего не получится — регион уверенно превращается в главную арену глобального противостояния XXI века. Единственный регион, где подобное сглаживание может иметь место, — это Европа, что требует более активного сотрудничества России и ЕС.

Для эффективного взаимодействия по этим вопросам Россия нуждается не в слабом и раздробленном, а в сильном и целостном Евросоюзе. Москва не заинтересована ни в дезинтеграции ни тем более в развале ЕС. Подобное развитие событий лишь усугубит дрейф европейских стран в сторону США. Напротив, сильный, уверенный в себе и дееспособный Евросоюз будет оказывать сдерживающее воздействие на США и более ответственно подходить как к внутренним проблемам европейской безопасности, так и к преодолению внеевропейских угроз и вызовов.

Автор — заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай»

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир