Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Днепропетровской области неизвестный в камуфляже устроил стрельбу из автомата
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Денис Матвиенко представил жизнь артиста

Звезда мирового балета и хореограф Эдвард Клюг переосмыслили драму Ибсена «Пер Гюнт»
0
Денис Матвиенко представил жизнь артиста
Фото: Стас Левшин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Международный фестиваль Dance Open представил балет «Пер Гюнт» в постановке восходящей звезды мировой хореографии Эдварда Клюга. Зрители разделились на два лагеря — восторженный  и скептический. Обозреватель «Известий» решила присоединиться к первому.

Три года назад Клюг и балет Марибора показали на том же фестивале «Весну священную» Игоря Стравинского. В череде спектаклей, отмечавших столетие со дня создания главной музыки XX века, этот был, пожалуй, самым смелым. Выплясывание земли, составляющее, казалось бы, суть балета, Клюг заменил воспеванием другой стихии — воды.

Уже тогда стало ясно, что появился хореограф, умеющий переосмысливать раз и навсегда утвержденное. Вот и история Пера Гюнта, мятущегося героя Генрика Ибсена, прочитана совершенно непохоже на оригинал и его интерпретации, среди которых прославленный «Пер Гюнт» Джона Ноймайера и Альфреда Шнитке.

Этот авторский тандем вслед за Ибсеном рассказал о талантливом человеке, растратившем жизнь понапрасну. Стремившемся стать всем сразу, вместо того чтобы быть самим собой. Клюг в отличие от предшественников не сомневается, что именно так и надо жить, — ярко, дерзко, безоглядно. И тогда мир повернется к тебе недоступными прочим смертным гранями. 

В самом деле — кто, кроме Пер Гюнта, может приручить неуловимого белого Оленя, подружится с лесным зверьем и проникнуть в царство троллей? Местные ребята и девчата пляшут на праздниках и не понимают, что делает среди них загадочный парень с изломанной пластикой и постоянным желанием что-либо разрушить — будь то табуретки на танцполе или чужая свадьба.

Быть бы Перу жестоко битым (обиженный односельчанин хватается за топор), но спасает его таинственный незнакомец в черном, которого никто, кроме Пера, не видит. И это правильно: негоже обыкновенным людям встречаться лицом к лицу со своей судьбой.

Никому не ведомо, что ему предначертано, а Перу это известно, потому и отправляется он в дальние странствия. Взмывает в небо, покоряет пустыню, вкушает восточные искусы, пока в итоге, неосторожно перекурив, не попадает в сумасшедший дом.

В родную хижину герой возвращается стариком и видит ту же молодежь и ту же верную Сольвейг — по-прежнему юную: Клюг в отличие от Ибсена и Ноймайера не захотел ее состарить. Куда теперь податься? Праздный вопрос. Конечно же, в очередное путешествие. Черная дверь в черной стене уже приготовлена. Может быть, за ней смерть, а может, другое измерение — неважно. Главное для артистической натуры — бесконечное движение.

Пер Гюнт в версии Клюга — лицедей, одержимый тягой к бесконечному обновлению ролей, времен и эпох. Премьер Мариинского и Михайловского театров Денис Матвиенко прекрасен  в этой партии именно потому, что сам большой артист, проживающий жизнь в том же алгоритме.

Зрители, выходя со спектакля, напрасно сетуют, что он мало танцевал. Матвиенко уже в том статусе, когда смотреть, как он стоит и ходит, не менее интересно, чем считать его пируэты. Кроме того, в спектакле и без того множество зрелищных моментов. 

Пестрые орнаменты восточных ковров контрастируют с суровым северным бытом. Тролли и кобольды будто сошли с экранов современных фэнтези. Олень украшает пристанище влюбленных своими рогами. Герой седлает карусельный самолетик. Сольвейг носит за собой заветную дверь, куда когда-нибудь войдет Пер.  

Этот полет иронической фантазии надо видеть — при всей серьезности замысла Клюг не прочь посмеяться как над персонажами, так и над собственными постановочными амбициям. Единственное, что не подлежит тотальному осмеянию, — музыка Грига. Скепсис смягчается, а лирика подчеркивается высоким градусом струнного квартета, фортепианного концерта и «Лирических пьес». 

Иллюстрации к спектаклю Ибсена используются по назначению — для жанровых сцен, но это не ослабляет их романтического пафоса. За возможность послушать хорошо скомпонованный концерт хореографу отдельное спасибо — Григ у нас хотя и почитается, но редко исполняется.

«Пер Гюнт», на музыку Эварда Грига, Балет Марибора, 2015. Хореография: Эдвард Клюг.  Дирижер: Саймон Робинсон. Соло на фортепиано — Майя Гомбач. Художник по костюмам: Лео Кулаш. Художник-постановщик: Марко Япель. Скульпторы: Иво Немец, Милена Грайфонер.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир