Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Большому театру не удалось разрешить геронтологическую проблему

Создатели спектакля «Дон Паскуале» уверены, что старикам в любви не место
0
Большому театру не удалось разрешить геронтологическую проблему
Фото: bolshoi.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одна из самых популярных опер мирового репертуара в Большом театре ставилась дважды — в 1850 и в 1872 годах, и оба раза в исполнении итальянской труппы. Нынешний спектакль собрал интернациональную команду — итальянскому бельканто все нации покорны. Но в основном «Дон Паскуале» сделан силами молодых артистов ГАБТа, для которых опера Доницетти — «преданье старины глубокой». Отсюда, видимо, и режиссерская потребность максимально осовременить неактуальное содержание.

— Я стремился к тому, чтобы сюжет перестал быть абстрактной театральной шуткой, а герои выглядели как сегодняшние люди, — сказал, представляя спектакль, режиссер Тимофей Кулябин. 

И это ему удалось — за единственной оплошностью. Но вписался в нее ни много ни мало главный герой. Дон Паскуале в оригинальном либретто был старым холостяком (во времена Доницетти таковым мог считаться сорокалетний бонвиван), а у Кулябина  стал почтенным профессором, вступающим в восьмой десяток. 

Очевидно, цифра 70, украшающая декорацию, имеет особое значение для молодых создателей спектакля. Люди этого возраста кажутся им глубокими стариками, которые не то что семью создать, но и относительную прямизну осанки сохранить не могут.

В Китае 70 — период наступающей зрелости, а на Новой сцене ГАБТа — время настоящей немощи. У героя (Джованни Фурланетто) согбенная спина, трясущиеся конечности и постоянная потребность схватиться за сердце. В таком состоянии жениться и родить шестерых детей, как ему мечтается, затруднительно. Но, видно, авторы и хотели подчеркнуть несовпадение потребностей и возможностей.  

Вместе с тем у старца абсолютно молодой голос, свежесть которого приглашенная звезда не собирается скрывать. Однако сыграть на этом контрасте — герой далеко не так стар, как кажется, — авторы не спешат. Дона Паскуале разводят на деньги корыстные и хамоватые домочадцы. Благодаря интригану доктору (Игорь Головатенко) и его сестрице, предприимчивой вдовушке (Венера Гимадеева), профессор в одночасье лишается половины состояния.

Герой-любовник Эрнесто, согласно либретто, тоже в заговоре, но в новой постановке оказывается не у дел. Обладатель полетного тенора Селсо Альбело в плане актерства, что называется, никакой. Проще было бы записать его на аудио и включать в соответствующие моменты — эффект присутствия (вернее, отсутствия) не пострадал бы. 

Опера Доницетти, как было принято, создавалась на потоке, но по качеству мелодики и оркестровки, бесспорно, штучное произведение. И любимая музыковедами метафора про южное солнце в итальянской музыке вполне к месту. Обидно, что оркестру под управлением Михала Клаузы как раз солнца и не хватило.

И еще. Не стоит боятся оставить музыку и зрителя наедине. Порой кажется, что режиссер поставил своей целью создать побольше сценической суеты. Чтобы, слушая увертюру, зритель не скучал, вывешивается экран и демонстрируется фильм о жизни юбиляра. На сцене постоянно присутствуют не поющие персонажи: что-то чинят, прилаживают, носят и уносят. Но честное слово — спектакль ничего бы не потерял, ограничься вся эта «органика» декорациями и реквизитом. 

Тем более что убранство старинного университета сделано с пониманием стиля, а падающие занавесы и распускающиеся клумбы вызывают восторг в зале. Аналогичное чувство, правда, инициируют и кабарешные кобылки, и полуголые девицы с саксофонами, но это дело вкуса. Плох тот режиссер, кто в молодости не шалил.

«Дон Паскуале», опера Гаэтано Доницетти, Большой театр, 2016. Дирижер-постановщик — Михал Клауза. Режиссер-постановщик — Тимофей Кулябин. Сценограф — Олег Головко. Художник по костюмам — Галя Солодовникова. Художник по свету — Денис Солнцев. Ближайшие спектакли — 21, 22 апреля. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир