Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Очередь в цирк должна быть, как в Третьяковку на выставку Серова»

Гендиректор «Росгосцирка» Вадим Гаглоев — о цирковом «Оскаре», советском распределении и новой миссии Цирка на Фонтанке
0
«Очередь в цирк должна быть, как в Третьяковку на выставку Серова»
Фото: Валерий Мороз
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В июле 2016 года гендиректору «Росгосцирка» Вадиму Гаглоеву предстоит подтвердить свои полномочия или покинуть свой пост — Министерство культуры в плановом порядке объявило конкурс на замещение этой должности. Об успехах и проблемах цирковой отрасли за отчетный период (Гаглоев возглавляет «Росгосцирк» с 2014 года) гендиректор рассказал обозревателю «Известий». 

— Не думала, что наша беседа состоится на учебной территории. С какой целью гендиректор «Росгосцирка» присутствует на студенческом показе в ГУЦЭИ?

— ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства. — «Известия») — это кузница талантов, а я — председатель государственной экзаменационной комиссии. Смотрим номера для показа на международной премии «Мастер». По итогам сформируем  студенческую программу. В прошлом году такой опыт уже был — и успешный. Практически все ребята на выпуске получили красные дипломы. Мы можем уже с первого курса определять, какие артисты и в каких жанрах нам нужны. Работать с наиболее талантливыми, помогать с режиссурой, распределять по программам.

— «Росгосцирк» собирается курировать училище?

— Главное, чтобы мы — самая крупная цирковая организация в мире — были заказчиком для молодых артистов. Помните старую советскую традицию распределения молодых специалистов? Ребята должны знать, куда пойдут после завершения образования. Сейчас уже есть программы, руководители которых хотели бы видеть в них конкретных выпускников.

— Для чего тогда Центр циркового искусства? Он вроде бы призван координировать деятельность артистов и работодателей.

— В работе центра немало полезного. Но смотрите: выпускник приходит, осваивается, с ним начинают что-то придумывать... Так вот, чтобы не тратить время на «придумывать»,  можно уже в учебном заведении пройти репетиционный период. Выпустился — и пошел работать. 

— Вы упомянули премию «Мастер», которая вручается в 15 номинациях. Можно сказать, это цирковой «Оскар»?

— Наверное, со временем премия так и будет восприниматься. Артисты говорят: вот, наконец и у цирковых есть своя красная дорожка. На участие во второй по счету премии пришло 527 заявок. В прошлом году было 363. Представлено 23 страны, в том числе такие цирковые территории, как Северная и Южная Америка, Китай, Австралия. Половина участников — иностранцы. Рождался «Мастер» как проект «Росгосцирка», но мы хотели, чтобы это была международная история. Рад, что так и получилось.

— Что еще хорошего происходит во вверенных вам цирках?

— После капремонта введены три цирка с новыми программами. 24 цирка кинофицируются. Это значит, будет возможность демонстрировать отечественное кино, цирковые фильмы, мультипликацию. Цены на билеты поставим ниже, чем в кинотеатрах.

— А что более всего заботит гендиректора?

— Сейчас «Росгосцирк» — это 43 цирка, 6 тыс. человек. Главная проблема заключается в том, что эти артисты остались без столичной площадки. Цирк на Цветном бульваре передан Москве. Он частный — цирк Никулина. Цирк на Вернадского — федеральное учреждение. Нашим артистам негде выступать. Скажу проще, в Нижнем Тагиле знаменитым не станешь. В Нижнем Новгороде — тоже. Ничего плохого не могу сказать об этих цирках и городах, но ситуация такова. 

— Как собираетесь действовать?

— Есть план присоединения к «Росгосцирку» петербургского Цирка на Фонтанке. Мы начали этим заниматься, идет процесс. Есть ряд людей, которые против, но в целом идею поддержали более 2 тыс. цирковых артистов по всей стране.

Цирк на Фонтанке — бывший цирк Чинизелли со 136-летней историей, — на мой взгляд, самый красивый цирк мира и для цирковой классики подходит замечательно. С получением этой площадки мы запускаем целую систему: делается программа, обкатывается, зарабатывает имя, а далее показывается в стране и за рубежом. Мы вполне можем зарабатывать на новые постановки, не тревожа карман государства, используя собственные ресурсы.

— Какая программа сегодня может «заработать имя»?

— Нужен спектакль цельный, с определенным драматургическим замыслом, и чтобы этот спектакль делала постоянно действующая труппа.

— Цельный спектакль с постоянной труппой — наследство Цирка дю Солей?

— Нет, это наше наследство, которое мы забыли. Дю Солей многому научился у нас. Другое дело, что дивертисментный цирк проще в работе: кто-то заболел или отказался — заменили. Но мир поменялся, дивертисментная история уходит. Именно об этом я говорю с артистами, когда езжу по стране.

Еще одна проблема — наш цирк стал цирком юного зрителя. Но если вы посмотрите кинохронику прошлого века, то увидите в зале взрослых, хорошо одетых людей: в цирк приходили как в храм искусства. С распадом Советского Союза цирк почему-то стал ориентироваться только на детского зрителя. Это неправильно. Практически любой спектакль можно подать так, чтобы смотреть было интересно и детям, и родителям. К этому надо стремиться.

— В том, что произошло, виноваты артисты?

— Нет, конечно. Ситуация сложилась не за один год, это наследие 1990-х. Родители ведут детей в цирк показать передвижной зоопарк. Или просто говорят: пойдем в цирк. А хотелось, чтобы как раньше было. Тогда ведь шли на Попова, Никулина, Енгибарова, Филатовых, Бугримову, Назарову. То есть на артиста. Старые афиши все именные. Если мы возродим эту традицию, отношение к цирку изменится. А когда очередь в цирки окажется такой же, как на выставку Серова в Третьяковку, я буду абсолютно счастлив.

— Цирки посещаются плохо? 

— Андрей Могучий на недавней коллегии Минкультуры говорил, что у него посещаемость в БДТ 99%. Мы пока такими успехами похвастаться не может. Хотя программа в Иркутске, например, собирает 92%. Но вычислять некую среднюю цифру по всем циркам — непродуктивный путь. Есть программы, на которых аншлаг. И выясняется, что нет цирковых или нецирковых городов — есть интересная или неинтересная программа.

— В советские времена шутили, что валюту стране приносят Большой театр и «Союзгосцирк». Как сейчас обстоит дело с зарубежными гастролями?

— Для Запада русский цирк — это бренд. Еще с советских времен. Другое дело, что после распада Советского Союза наш цирк превратился в поставщика гастарбайтеров, не сильно дорогих. В том же дю Солей выходцы из бывшего СССР одно время составляли больше 60%. Не думаю, что нам нужно продолжать эту практику. За рубеж должны направляться не отдельные артисты, а программы. Антрепренеры появятся сами по себе. Вот увидели зарубежные импресарио программу с Олегом Поповым в Цирке на Фонтанке — и сразу поступили приглашения в несколько стран.

— На телеэкраны выходит многосерийный фильм о дрессировщице Маргарите Назаровой, где вы сыграли роль директора «Союзгосцирка». Фактически себя. Насколько правдиво показана в этом сериале жизнь цирковых артистов?

— Правдиво или нет — не сильно важно. Такая интересная судьба, прожитая в цирке, никого не оставит равнодушным. Кино о цирке нужно снимать. Благодаря фильмам Гайдая узнали Никулина. Благодаря телефильмам — Олега Попова. Главное, чтобы фильм возродил интерес к жанру, в цирковом училище вырос конкурс, а в цирках — очередь в кассы.

Справка «Известий»

Российская государственная цирковая компания («Росгосцирк») — крупнейшая в мире цирковая компания, объединяющая 42 стационарных цирка России. В компании работают 6 тыс. сотрудников, из них почти 3 тыс. — артисты. В распоряжении «Росгосцирка» — 500 оригинальных цирковых номеров и программ, в том числе с участием животных. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир