Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Маскарад» в Александринском музее

Режиссер Валерий Фокин воссоздал легендарный спектакль Всеволода Мейерхольда
0
«Маскарад» в Александринском музее
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фаворитом премиального марафона «Золотой маски» стал спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего».  Семь номинаций, включая «лучший спектакль» и «лучшего режиссера». Обозреватель «Известий» оценил шансы постановки Валерия Фокина как очень высокие.  

«Маскарад» Александринского театра будет в радость зрителю образованному, умеющему разгадывать театральные ребусы и включать воображение. Последнего потребуется немало. Потому как этот спектакль — двойное и даже тройное воспоминание. 

Правда, «воспоминание будущего» (Фокина, конечно же,  заботит дата «2017» и то, что случилось с нашей страной сто лет назад) — больше метафора, для пущей убедительности подкрепленная выстрелами в финале. В то время как «двойное» прошлое проработано в лицах и деталях.  

В феврале 1917-го  реформатор Всеволод Мейерхольд поставил лермонтовский «Маскарад», отдав тем самым дань  патетическому александринскому  стилю и его замечательному представителю Василию Каратыгину, первому Арбенину. Художник Александр Головин, вспомнив времена мирискусничества, с пассеистической страстью воссоздал как лермонтовскую эпоху, так и маскарады комедии дель арте.

Роскошный спектакль, обошедшийся казне в 300 тыс. руб. золотом, был бы чудо как хорош в благословенном тринадцатом году. Но сыгранный в феврале семнадцатого, был воспринят реквиемом по уходящей империи.

При всем богатстве посторонних смыслов Мейерхольд ставил литературный оригинал. Фокина же волнует мейерхольдовский спектакль, не текст. Весь бэкграунд драмы, развернутый в многочисленных диалогах, купирован. Остается спрямленный сюжет, из которого ясно, что герой приревновал жену к красавцу-кавалеграду, отравил и насладился сценой ее кончины. Плюс концептуальные  фразы («Несчастье будет с вами в эту ночь») и необходимые пояснения.

В начале второго акта Арбенин выходит на авансцену и доходчивым блогерским языком рассказывает современную историю. Его, примерного отца и мужа, обидела сука-жена, за что он ее задушил, расчленил, но вывезти не успел — полиция подоспела. Мораль налицо. Люди не изменились. Что романтическая драма, что современная трагикомедия пользуются одним материалом. Изменилась, говоря актерским языком, подача. Вот о ней и речь.

Для Фокина мейерхольдовский «Маскарад» — спектакль-музей, где в экспонатах все составляющие театрального действа: герои, играющие их актеры, декорации, костюмы, четыре роскошных занавеса, реквизит, сам Мейерхольд, выходящий на поклоны вместе с персонажами. Плюс императорский Александринский театр, чей зал появляется на заднике в кадрах архивной кинопленки.  

 В 1917-й зрителя уносит поезд времени. Под перестук колес выходит человек в черном плаще, достает из пакета венецианскую маску-бауту и дает знак представлению. Из недр зеркального планшета поднимаются стеклянные витрины с коломбинами, арлекинами, дамами и кавалергардами. Танцуют, флиртуют, ссорятся, умирают и воскресают. Кто есть кто — неважно. Все оттуда, из семнадцатого года. Призраки, муляжи, фантомы. И голос, звучащий из динамиков, тоже фантом. Юрий Юрьев, исполнитель роли Арбенина.  

Этот легендарный актер и в Александринке 99-летней давности был, что называется, не в мейнстриме, а сегодня, когда актеры изъясняются бытовизмами, и вовсе анахронизм. Дмитрий Лысенков, нынешний Арбенин, имитирует его напевную манеру, будто удивляясь: что за чудо такое произношу? В зале постоянно смеются. Не ко времени этот романтический маньяк. Полного понимания и даже сочувствия герой Лысенкова достигает в вышеупомянутом монологе современного расчленителя. 

Не ко времени и эстетские занавесы Головина, и роскошный Вальс-фантазия Михаила Глинки, и романс Нины авторства Александра Глазунова. Конец прекрасной эпохи давно наступил. Поэтому, слушайте дорогие зрители, саундтрек Александра Бакши, где Глинка обрастает стуками, свистами, неопознанными шумами и скорбной темой «Вы жертвою пали». Впрочем, с тем, что жертвой здесь пал целый культурный пласт, я бы не согласилась. Уже то, что он воссоздан с такой любовью, говорит о его необыкновенной витальности. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир