Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Россия и Китай не договорились о поставках ракетных двигателей

В Роскосмосе заявляют, что для сотрудничества на таком уровне пока нет соответствующей нормативно-правовой базы
0
Россия и Китай не договорились о поставках ракетных двигателей
Фото: REUTERS/Jason Lee
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия пока не готова начать поставку в Китай ракетных двигателей. Об этом «Известиям» сообщили в госкорпорации «Роскосмос». 

— Мы учитываем, что в настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу, — заявили в пресс-службе госкорпорации. — Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У «Роскосмоса» созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу года. 

Об интересе к российским жидкостным ракетным двигателям Китай заявил в 2014 году. Китайские партнеры тогда обозначили интерес к нескольким темам, в которых российские технологии занимают лидирующие позиции на мировом рынке: речь шла о большегрузных вертолетах, системах ПВО и жидкостных ракетных двигателях. Со стороны российской промышленности было заявлено о желании получить доступ к электронно-компонентной базе (ЭКБ) класса military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкая). После введения технологических санкций со стороны США российские предприятия испытывают трудности с приобретением комплектации для космических аппаратов, из-за этого они вынуждены перепроектировать уже созданные, испытанные и готовые к серийному производству спутники.

До недавнего времени всё выглядело так, будто партнерство складывается и дело идет к подписанию соглашения. Вице-премьер Дмитрий Рогозин официально заявлял, что соглашение о поставках ракетных двигателей Китаю может быть подписано в декабре 2015 года в ходе визита правительственной делегации в Поднебесную. Теперь выяснилось, что для поставок двигателей в Китай недостаточно правовых оснований.

Судя по всему, китайцы также пока не нашли достаточных оснований для поставок в Россию ЭКБ нужного российским предприятиям качества. В 2014 году официальные лица государственной промышленной корпорации «Великая стена» заявляли, что власти страны готовы снять ограничения на поставку ЭКБ классов military и space в Россию. Но пока то, что поставляется из Китая в адрес предприятий космической промышленности, российских производителей не устраивает. Представители «ИСС им. академика М.Ф. Решетнёва» и «НПО им. С.А. Лавочкина» заявляли, что качество поставляемой из Китая ЭКБ сегодня не позволяет использовать эту комплектацию в космических аппаратах.

Ситуация выглядит так, будто Китай имеет в виду обмен технологиями: вы нам двигатели, мы вам — ЭКБ. В «Роскосмосе» эту версию официально не подтвердили и не опровергли.

— Сейчас говорить о поставках ракетных двигателей и о сотрудничестве по ЭКБ рано — сначала наше сотрудничество в этой области должно стать легитимным, — отметили в пресс-службе «Роскосмоса».

Как рассказал «Известиям» источник в НПО «Энергомаш» (основной производитель и разработчик жидкостных ракетных двигателей в РФ), проведенный в 2014 году анализ состояния китайского парка средств выведения показал, что китайские ракеты в основном летают на гептиле, то есть на ядовитых компонентах — на том же топливе, которое использует наш носитель «Протон». Несколько лет назад китайцы анонсировали переход на экологически чистые компоненты топлива, в первую очередь керосин и кислород как окислитель. На перспективу они рассматривают в качестве топлива метан и водород. Их новый космодром Вэньчан планируется эксплуатировать только с использованием безопасного топлива. НПО «Энергомаш» располагает целой линейкой кислород-керосиновых двигателей и внушительным опытом создания таких машин.

По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы рассматривали возможность участия в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволило бы Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

— На переговорах вопрос упирался в то, что китайцы сразу сказали, что им нужны не только сами двигатели, но и вся технология их производства, перенесенная в Китай, — отметил собеседник в НПО «Энергомаш». — А такой вариант не устраивал российскую сторону.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

— Двигателей уровня РД-170 (разработан в 1980-х годах прошлого века в рамках программы «Энергия-Буран», мощность 20 млн л.с. — «Известия») у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать, для того чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир