Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Сквозь «Олимпийский» под парусом

Земфира превратила стадион в свое личное пространство и призналась, что счастлива
0
Сквозь «Олимпийский» под парусом
Фото: ТАСС/Егор Алеев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Свой интенсивный тур 2016 года — «Маленький человек» — певица Земфира Рамазанова, не имеющая конкурентов на современной российской музыкальной сцене, завершила двумя убедительными стадионными концертами в столице.

Если выступаешь, пусть даже с определенной долей исповедования, перед тридцатью тысячами зрителей, о какой интимности, казалось бы, вести речь? Это шоу, не так ли? У тебя до автоматизма наигранный за несколько месяцев плей-лист, выстроенная драматургия действа, с интро, кульминацией, кодой, световыми решениями и видеорядом.

Что в принципе требуется? Не лажануться. Поставить красивую точку. Но если хочется, что-то оставить для себя, кроме букетов и оваций. Если уже несколько лет не записываешь альбомы и действительно (не для игры с публикой) не знаешь, будешь ли их записывать впредь. Если не решила, поедешь ли еще когда-нибудь в тур и появишься ли вновь на сцене «Олимпийского» раньше, чем лет через восемь. Если то, что происходит с тобой в эти два апрельских вечера на самой большой крытой концертной площадке страны и есть торжество «концепции, выстраиваемой 16 лет» и апогей сценической карьеры. 

Тогда надо сыграть и сказать, как в последний раз, посвятить действо себе и ближнему кругу, в который, конечно, признательно включить и самых преданных поклонников. Ведь для этого еще один, «дополнительный» сольник в «Олимпийском». Чего сейчас из отечественных исполнителей и при таком объеме зала (стадион был задействован на три четверти своей максимальной вместимости) не позволит себе никто. 

Второй московский концерт Земфиры показался в значительной степени интровертным. В отличие от первого — более праздничного и развлекательного, что ли (хотя исполнялись те же самые песни, в тех же жестких гитарно-электронных аранжировках). Через день после того, как певица посылала приветы Владимиру Познеру и неудачливым российским биатлонистам, она превратила стадион в свое личное пространство, и вышло трогательно.

Весь зал словно старался ей помочь почувствовать себя счастливой. Уже после третьей композиции «Река» тысячеголосое скандирование «Зем-фи-ра» слушалось как хоккейное «Шайбу!»  На такой восторг Земфира отозвалась очень личной темой «Любовь как случайная смерть», начинающейся словами: «Здравствуй, мама, плохие новости...», и последующей репликой: «Сегодня я буду много говорить. Все знают, чем это заканчивается. Но сегодня я много думала, и сколько надумала — скажу». 

Дневниковая тональность события оформилась окончательно. А монохромный видеоряд, сопровождающий в середине программы песни «Кувырок», «Жить в твоей голове» и продолжающийся самой нуаровой композицией Земфиры «Гора», усиливал контрастный образ героини шоу, в которой улыбчивость к аудитории и все еще какая-то подростковая взъерошенность крепко спаяны с жестким индивидуализмом и закрытостью.

Надо сказать про музыкантов. Вполне допускаю, что в «Олимпийском» они сыграли с Земфирой в последний раз. При том что певица выразила им отдельный и вполне заслуженный респект: «Я лет пять думала позвать иностранных музыкантов. И сейчас думаю, почему я не сделала этого раньше...», после чего артистка перешла на английский и призналась участникам своей группы, что все они в ее сердце. 

Потом подошла к каждому из них и поцеловала. Идиллия. Гитарист Росс Чепмен удостоился отдельного представления, поскольку «здесь, в зале стоит его мама из Лондона, которая впервые в России...» Тем не менее за дальнейшее сотрудничество Земфиры именно с этим составом я не поручусь. В традициях певицы позитивно отзываться о работающих с ней в конкретный момент музыкантах и потом решительно (и для многих внезапно) тотально их менять.

Так что подождем, как сложится дальше. Но в завершившемся туре ход Земфиры с приглашением молодых английских инструменталистов, а также режиссеров по свету и звуку в целом оправдался. По саунду и визуальному ряду программа вполне соответствовала европейскому качеству.

В последний вечер «Маленького человека» Земфира не раз брала свой айпад и направляла его в зал, сигнализировавший ей тысячами рук. Она фотографировала свою историю. На одном из недавних концертов тура ей удался веселый стейдж-дайвинг, но в «Олимпийском» все получилось куда оригинальнее. Полагаю, главным эпизодом всего тура (для Земфиры прежде всего) останется одиночное плавание на лодке с белым парусом по рукам поклонников, через весь танцпол «Олимпийского» навстречу переполненным трибунам, сияющим мириадами светящихся мобильников. 

Это случилось на песне Lightbulbs (сайд-проект Земфиры The Uchpochmack). «Я маленький человек, мне нужно куда-то плыть, мне нужен какой-то свет, чтоб видеть хотя бы сны...»  Дальше было продолжительное ожидание долгих «бисов», перед которыми народ отвлекся на стремительно бежавшую перед трибунами в черном наряде с капюшоном Ренату Литвинову...

Свою лучшую подругу Земфира упомянула в одном из финальных монологов: «Все было хорошо весь концерт, а сейчас как-то навалилась усталость всех этих двух месяцев. Помню, как мы с Ренатой говорили о названии «Маленький человек»... А потом я ехала за рулем в «Олимпийский» и слушала Седьмую симфонию Бетховена. И сердце мое увеличивалось... Пожалуйста, запомните меня, не забывайте...» 

Следом началась песня «Хочешь?», ее пели все: «Пожалуйста, не умирай...» Вспомнилось, как ее исполняла Людмила Гурченко. И отчего-то вспомнилась Алла Пугачева, не раз в финале своих программ исполнявшая цветаевскую «Уж сколько их упало в эту бездну...» или композицию «Когда я уйду далеко-далеко...» А еще у нее есть песня «Примадонна» в клипе, на которую снималась опять-таки Гурченко. Вот такие странные пересечения.

В самом конце 70-х я видел, как в новом «Олимпийском» собирала аншлаги Алла Борисовна. И тогда говорили, что она — единственная советская певица, способная это сделать. Теперь здесь время Земфиры. «С утра я была растеряна, подавлена. Днем стало лучше. А сейчас я счастлива», — призналась Земфира перед прощальной «Бесконечностью». 

«А ночью я, может, с балкона прыгну... Нет, не верьте мне. Я не могу вас так подвести...»     

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир