Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Макбет» с «Вороном» дружил

На московских гастролях Александринка представила размышления о природе театра
0
«Макбет» с «Вороном» дружил
Фото предоставлено пресс-службой Александринского театра
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве гастролирует Александринский театр. Расписание плотное — спектакли идут на двух площадках. Обозреватели «Известий» выяснили, что в воскресный вечер петербуржцев более всего интересовали темы театра в жизни и жизни в театре.

Кинопобеда Шекспира

Центр имени Мейерхольда, где давали «Макбета» в постановке Кшиштофа Гарбачевского, интеллигентная публика брала осадой. Спектакль заявили всего один, а желающих взглянуть на супертехнологичную постановку набралось на десяток. Масла в огонь подлил глава Александринки-2 Марат Гацалов, представивший «Макбета» как некое режиссерское чудо. 

— Хорошо, что успели договориться с Кшиштофом заранее, сейчас его умения востребованы во многих театрах, — искренне порадовался руководитель.

Европейскую славу молодому режиссеру принесли находки в области использования медиатехнологий. Сам он называет свои спектакли «театральными инсталляциями». Выглядят они как сочетание «живого плана», т.е. старой доброй актерской игры, и трансляции в формате live streaming — видеозаписи обыденной жизни.

Гарбачевский, найдя свою нишу, стремится использовать ее ресурс на полную мощность. Поэтому прилагает свое «живое и экранное» к разным темам и жанрам. Другое дело, что само по себе это сочетание — не более чем прием и не ко всякому материалу подходит.

К счастью для зрителя, «Макбет» — тот случай, когда литературный оригинал не сопротивляется, и при известной сноровке, которой Гарбачевскому не занимать, идет автору навстречу. Демонстрирует, так сказать, податливость и желание раствориться в режиссерской концепции.

Режиссер, в свою очередь, мудро не пытается объять необъятное и «лайфстримизировать» мощную шекспировскую конструкцию. За кадром остаются сражения и государственные дела, на первый план выходит личное и частное, собственно, как и предусмотрено правилами игры.

Но и в личном-частном многие режиссеры плутают. Да и зрителю трудновато ориентироваться в пьесе, где явь переплетена с вымыслов, здравые рассуждения — с безумным бредом, ведьмы выглядят нормальными женщинами, а матери семейств — исчадиями ада. Но если смотреть на драматургию глазами Гарбачевского, всё становится на свои места.   

Мир — театр, люди в нем актеры, якобы сказал Шекспир. Тут всё наоборот. Театр — мир, а актеры — еще и люди. Актерам отдана сцена, людям — экран. И не надо верить актерским заявлениям о том, что роли не имеют к ним никакого отношения: профессия, мол, ничего личного. На самом деле вжиться в роль и не выйти из нее, по Гарбачевскому, самое естественное актерское состояние.

Труппа бродячих комедиантов возит по городам и весям «Макбета». На полсцены развернут надувной помост, он же замок. Реквизит тоже надувной, короны — картонные. В общем, дешево и сердито. Играть бы и играть на радость публике, да вот незадача — очень нервные попались актеры (крупный план на экране слева). Переживают, стоя за кулисами и глядя на сцену, где казнят изменника — Кавдорского тана.

Выстрел, другой, третий. Пейнтбольные вспышки расцвечивают пестрый костюм. Тан картинно падает, а коллеги, утерев слезы, отправляются ужинать. Во главе стола король Дункан, он же директор (Виктория Воробьева). Ничего, что в женском обличье. У Шекспира дам играли мужчины, у Гарбачевского в мужских ролях хороши женщины.

Далее по тексту — борьба за первенство в отдельно взятой труппе. Размышления леди Макбет (Ольга Белинская) и сомнения Макбета (Алексей Фролов). Сонный трейлер, где спят вповалку. Убийство Дункана. Но без воспетых Шекспиром кинжалов и потоков крови. Патетика для сцены, а для лайфстриминга лучшего, чем подушка, орудия убийства не сыскать.

Макбеты обретают власть и влияние, склоки продолжаются. Неприглядное «личное» перемежается высокими выходами в профессию. На сцене — неторопливая поступь, поставленные голоса, эксперименты с лексикой (часть текста звучит по-польски) и апофеоз — супербродвейская ария Гекаты. 

На экране — трясущиеся руки, перекошенные лица, бьющиеся в корчах тела. После предельно натуралистичной сцены сумасшествия леди Макбет на сцену смотреть уже неинтересно. Амплитуда не впечатляет, хотя и сидишь в двух метрах от актеров.

Ну а кто ждал иного? Жизнь всегда сильнее и неожиданнее театра. И в отличие от спектакля никогда не кончается. Умирает леди Макбет — но жив, хотя и не вполне здоров ее супруг. Правда, в профессии ему уже не реализоваться, по крайней мере, в этот вечер. С громким шипением сдувается декорация. А вместе с ней и вся история.

На поклоны актеры выходят, надев пестрые комедиантские одеяния. Признание в любви к театру? Не исключено. Но в общем и целом кино в этом поединке оказывается сильнее.

Преображение Гоцци

Александринский театр представил на исторической сцене МХТ им. А.П. Чехова спектакль «Ворон» по одноименной пьесе Карло Гоцци. Несколько сотен москвичей и гостей столицы, пожелавших увидеть нашумевшую постановку режиссера Николая Рощина, премьера которой в Санкт-Петербурге состоялась в сентябре прошлого года, обеспечили показу аншлаг. 

Сценическая история русскоязычных постановок одной из самых знаменитых фьяб итальянского драматурга началась после появления перевода Михаила Лозинского. В 1980-е годы «Ворон» шел на сцене Московского театра Сатиры, а спустя 10 лет в Театре драмы и комедии в Ленинграде в постановке Геннадия Тростянецкого. Наибольшую популярность и признание театралов «Ворон» обрел в интерпретации режиссера Григория Дитяковского в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга. 

В отличие от предшественников режиссер Николай Рощин отказался от карнавальности и свойственной жанру фьябы импровизации. Сказочные костюмы уступили место однообразным смокингам и белым воротничкам. Единственной компенсацией строгим одеяниям служат столь любимые Гоцци маски, скрывающие лица всех без исключения актеров труппы. 

— Драмы Карло Гоцци изначально создавались вопреки социальным пьесам Гольдони. Такие попытки ухода от поверхностной актуальности и стремление создавать театр, который не опирается на современные житейские, политические, идеологические мотивы, — близки моему пониманию природы сценической правды, — пояснил Николай Рощин. 

Тем не менее режиссер всё же ввел в спектакль новый персонаж — самозванку (Полина Теплякова), в уста которой вложена речь, объясняющая популярность подобных спектаклей: «Я знаю, что ваша страна сейчас переживает бурное время. Я бы хотела пожелать всем, чтобы, несмотря ни на что, всё доброе и талантливое всегда побеждало в реальной жизни, а не только на сцене в волшебных драмах Карло Гоцци».

К теме российской действительности Рощин обратился и в свадебной речи помощницы главного героя Дженнаро (Тихон Жизневский) Панталоны (Елена Немзер). В лучших традициях буффонады Панталона повествует о деревенской жизни и застольях с картошкой и квашеной капустой, сопровождавшихся полным бескультурьем.

Любая трагическая сцена заканчивается клоунадой — зрители смеются. Даже сцены кровавой расправы над служанкой принцессы Армилы и жертвенное убийство последней королем Миллоном (Александр Поламишев) представлены в шутовской манере. Брызжущий из ран пострадавших томатный сок только усиливает комический эффект. 

В финале актеры спектакля снимают маски, удовлетворив интерес заинтригованной публики. Дабы лучше рассмотреть лица исполнителей, зрители вызвали труппу на поклон целых пять раз. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир