Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Волшебная флейта» для дам и хипстеров

Моцартовская премьера Михайловского театра способствует братскому единению
0
«Волшебная флейта» для дам и хипстеров
Фото: Светлана Тарлова/Пресс-служба Михайловского театра
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На «Волшебную флейту» Михайловского театра не попасть — премьера оперы Моцарта пользуется повышенным спросом петербургской публики. Билеты распроданы. По прошествии трех с половиной часов действия зал так же полон, как и в начале. Притом что гражданам, обманувшим бдительность билетеров, присесть негде — весь спектакль они стоят в проходах.

Аудитория впечатляет разнообразием: дамы в норковых манто, подростки в джинсах, респектабельные отцы семейств и хипстеры, ранее императорский Михайловский не жаловавшие. Рассаживаются они по разным территориям, но на общем входе образуют духоподъемную картину равенства и братства перед лицом высокого искусства.

Собственно, тем и вдохновлялись Моцарт и его либреттист Шиканедер. Плюс идеями нравственного совершенствования и общечеловеческой помощи, чтимых масонским орденом, в котором оба состояли. Не уверена, что михайловцы имеют к этой организации непосредственное отношение, но жизнерадостный спектакль поставлен в полном соответствии с идеалами соавторов — равно доступный как знатокам, так и новичкам. 

Оперные фанаты, ценящие «Волшебную флейту» за несколько арий, останутся довольны теплым сопрано Светланы Мончак (Памина), легким тенором Паоло Фанале (Тамино) и в особенности виртуозным блеском Светланы Москаленко (Царица ночи) — певица победно достигла двух верхних фа в арии мести. Любители драматического искусства оценят внушительную фактуру Алексея Тихомирова (Зарастро), сценическую органику Александра Шахова (Папагено) и энергетику Кирилла Костромина (Моностатос). Ну а поклонники режиссерских концепций заинтересуются нетривиальным решением Эрика Вижье и Пета Хальмена.

Пожалуй, впервые в истории постановок «Волшебной флейты» вымысел так непринужденно сочетается с историческими реалиями. В поисках похищенной Памины принц Тамино попадает не в мифические кущи, а в веймарский Grunes Schloss, Посвящение в вольные каменщики проходит в знаменитой овальной библиотеке этого замка. Путь туда указывает конная статуя легендарного герцога Карла Августа. Мудрости Тамино набирается, глядя на его портрет и слушая его наставления. Потому как египетский жрец Зарастро в этой версии и есть Карл Август, мудрый правитель, чье 50-летнее царствование вошло в историю Германии как «эпоха благоденствия». Кстати в наставниках у молодого герцога был Кристиан Мартин Виланд — его сказка легла в основу либретто оперы.

А нужны ли эти утомительные подробности, спросит сторонник «чистых» сюжетов. Смотря где. В случае с «Флейтой» они явно не помеха. Вечная проблема ее постановщиков — наличие двух параллельных линий, которые вроде бы должны сойтись, но никак не сходятся. Первая — живая, человеческая, где рулит любитель земных радостей Папагено. Вторая — отвлеченная, морализаторская: там правят бал носители абстрактных идей всемирной справедливости. В михайловском спектакле «абстракция», оживленная реальными персонажами, перестает восприниматься досадным довеском к лирической истории, и это безусловная удача.

Главная же неудача — подача музыки. Моцарт у дирижера Габриэля Гейне звучит мрачновато — таким густым звуком хорошо играть веристов. «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт». Света много на сверкающей белизной сцене, прибавить бы в оркестре. 

«Волшебная флейта», совместный проект Михайловского театра и Лозаннской оперы, 2016. Постановка, сценография, костюмы, свет: Пет Хальмен. Режиссер: Эрик Вижье. Музыкальный руководитель: Михаил Татарников. Ближайший спектакль — 22 апреля.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир