Большой балет рассказал о вечном и сиюминутном


В афише «Вечера современной хореографии», накануне представленного в Большом театре, собраны произведения патриарха мирового танца Ханса Ван Манена («Вариации на тему Фрэнка Бриджа»), мэтра европейской неоклассики Иржи Килиана («Симфония псалмов») и нынешних законодателей голландской танцевальной моды – Пола Лайфута и Соль Леон («Совсем недолго вместе»).
Роднит их принадлежность к главным балетным труппам страны — Национальному балету Нидерландов (HNB) и Нидерландскому театру танца (NDT). Разъединяют — возраст и творческие установки.
Для старейшины HNB Ван Манена и адепта NDT Килиана балет — искусство философское. Музыка и танец в их представлении — глобальные субстанции, предназначенные для обозначения не менее масштабных проблем. А музыканты и танцовщики — идеальные инструменты их решения.
Ван Манен в «Вариациях» строг и лаконичен. Скромный фон, скупой свет, танцовщики в трико. Килиан в «Симфонии псалмов» чуть конкретнее. Позволяет себе украсить задник дизайнерскими коврами и использовать в качестве реквизита стулья. Но детали не меняют сути. Космос для этих мастеров важнее отдельно взятых планет. Общечеловеческое главнее частного. Слаженный ансамбль предпочтительнее ярких солистов. В благодарной памяти зрителей должны остаться не индивидуальности, а коллективный образ спектакля. Торжество музыки и движения. Упорядоченного — у Ван Манена, более свободного — у Килиана.
Не вина танцовщиков, что в «Вариациях» в первую очередь запоминаются точность Екатерины Шипулиной и невозмутимость Дениса Родькина. Слиться с ансамблем, не потеряв своего лица, изощренное искусство — ему трудно обучиться в короткий репетиционный срок. В «Симфонии псалмов» заняты не премьеры, а просто хорошие танцовщики, и это, безусловно, идет на пользу балету. Зрители, правда, скучают. Шедевр шедевром, но нет звезд — нет и спектакля. То ли дело одноактовка Поля Лайфута и Соль Леон, где участвуют сразу несколько первых лиц труппы.
Нина Капцова в роли примадонны блещет жемчужным ожерельем и комедийным дарованием. Семен Чудин вдохновляет неоклассическими пассажами. Денис Савин и Владислав Лантратов получают возможность изобразить мятущегося героя и его alter ego. Екатерина Крысанова — сыграть драму стареющей женщины (привет Матсу Эку). Сюжетной пестроте соответствует разнообразие прочих составляющих. Симфонический Бетховен соседствует с шумом дождя и напряженной тишиной. Видео на экране — с ярко-красными ширмами и глухим занавесом. Времени, правда, маловато. На ознакомление с этим великолепием отведено от силы минут двадцать пять. Но такова прелесть частной истории: живи быстро, умри молодым. А хочешь мудрости и основательности — смотри притчи Ван Манена и Килиана.
Вечер современной хореографии, Большой театр, 2016. Хореографы — Ханс Ван Манен , Соль Леон, Пол Лайтфут , Иржи Килиан. Музыка Бенджамена Бриттена, Людвига ван Бетховена, Майкла Рихтера, Игоря Стравинского. Дирижер-постановщик — Павел Клиничев. Ближайший спектакль — 19 мая.