Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Заговор в Большом театре

В «Каменном госте» Александра Даргомыжского обнаружилось детективное начало
0
Заговор в Большом театре
Фото: пресс-служба Большого театра/ Дамир Юсупов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Этой премьерой Большой театр отметил сразу два юбилея. В 1906 году опера Даргомыжского по одноименной «маленькой трагедии» Пушкина впервые появилась на его сцене, а в 1976-м вернулась со звездным составом: Атлантов (Дон Жуан), Синявская (Лаура), Милашкина (Донна Анна).

Кем через 40 лет останутся в истории театра нынешние исполнители — еще вопрос, но уже сейчас можно отметить яркую певицу и актрису Агунду Кулаеву. Ее Лаура, начиная с первого появления и до своей безвременной кончины, держит зал в напряжении.

«Позвольте, какая кончина? — спросит знаток русской оперы. — Ни у Пушкина, ни у Даргомыжского об этом речи нет». Все верно, но у режиссера постановки Дмитрия Белянушкина свое видение событий.

Заговор в Большом театре

Вымышленную историю о наказании Дон Жуана он соединил с действительным жизнеописанием Хуана Тенорио — за убийство Командора, богохульство и буйный нрав с севильским аристократом расправились монахи-францисканцы.

К монахам режиссер добавил представителей испанской знати. Готическое убранство сцены дополнил бесчисленными статуями Командора. Получилась внушительная группа заговорщиков, как живых, так и каменных. Те, что во плоти и крови, создают мобильную массовку, вторгаясь в действие в самые неподходящие моменты. Жертвой одного из таких визитов и становится Лаура.

Заговор в Большом театре

Мстители врываются в ее жилище в разгар свидания с Дон Жуаном. Кавалер стремительно исчезает, а замешкавшаяся дама получает роковой укол шпагой. Вся сцена идет на фоне оркестровой интерлюдии, живописующей половодье любовного чувства. Эффект от этого «минус-приема», мягко говоря, сомнительный, но другой музыки у режиссера нет. Вот и приходится преодолевать сопротивление материала. А то и вовсе его не замечать — как в финале, где мистическая смерть Дон Жуана от руки каменной статуи оборачивается большим уличным приключением с участием всех действующих лиц.

Заговор в Большом театре

Но одно дело — когда богохульника и нечестивца в момент абсолютного счастья настигает божья кара, и другое — если удачливого любовника решают проучить обиженные монахи и обманутые мужья. Даже самые благие режиссерские намерения вряд ли оправдывают такое снижение масштаба. Высокая трагедия Пушкина—Даргомыжского в любом случае не сводится к тому, что в народе именуют «бытовухой», а в театральных справочниках — житейской трагикомедией.

В музыкальном отношении к постановке придраться невозможно. Ну разве что в сцене поединка Карлоса и Дон Жуана оркестровая звукопись могла быть более сочной. В остальном исполнение «Каменного гостя» может служить учебным пособием по балансу инструментальной и вокальной составляющих. Уже и не припомнишь оперные постановки, где так отчетливо звучало бы каждое слово. 

К сожалению, в этой опере красивый тембр, безупречная интонация и отличная дикция еще не гарантируют правды образа. Даргомыжский написал музыкальную драму с обилием речитативов, и в отношении исполнителей действуют те же правила, что в драматическом театре. Голос, внешность, энергетика артиста должны слиться в единое целое и соответствовать персонажу. В противном случае «Не верю!» неизбежно.

Герои «Каменного гостя» довольно часто провоцируют на такую реплику. Не верю, что Дон Жуан одержал победы в десятках поединков — со шпагой персонаж Федора Атаскевича не в ладах. Не верю, что Дон Карлос (Николай Казанский) — «бешеный», как характеризует его Лаура. Не верю, что Донна Анна (Анна Нечаева) без памяти влюбилась в незнакомца... Рецепт Лепорелло — включить воображение, которое «в минуту дорисует» недостающие детали, — подходит не всем. Большинство посетителей оперы по старинке предпочитают вокал в согласии с драмой.

Заговор в Большом театре

«Каменный гость», Большой театр, 2016. Дирижер-постановщик — Антон Гришанин. Режиссер-постановщик — Дмитрий Белянушкин. Художник-сценограф — Виктор Шилькрот. Художник по костюмам — Ирэна Белоусова.  Художник по свету — Евгений Виноградов. Ближайший спектакль — 8 апреля.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир