Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Трудовые будни божества

Выставка, посвященная 135-летию со дня рождения Анны Павловой, открылась в Театральном музее имени Бахрушина
0
Трудовые будни божества
Фото: архив театрального музея имени Бахрушина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Что может быть желаннее для артиста, чем восторженное признание современников и благодарная память потомков?! В тандеме эти приятные вещи встречаются реже, чем можно было предположить. Слишком коварная штука — память. Балет в этом отношении, пожалуй, самое беспощадное искусство. «Неужели ее (его) называли божеством?» — удивляются неофиты, вглядываясь в изображения былых кумиров. Возразить тут нечего — ни фото-, ни кинопленка не в состоянии сохранить сиюминутное обаяние танца.

Респект организаторам выставки «Анна Павлова. Бессмертный лебедь». У посетителей ни разу не возникает подобного вопроса. Экспозиция повествует не о земном бытии божества, а о трудовом пути артистки-труженицы, даже на смертном одре планировавшей завтрашнее выступление. «Приготовьте мой костюм лебедя», — ее последние слова.

«Лебедь» стал ее коронной ролью и гастрольным хитом — композицию Фокина на музыку Сен-Санса увидели в Азии и на Дальнем Востоке. Трепет ног и никнущие кисти рук можно оценить и сейчас — на экране в режиме нон-стоп идут немногие сохранившиеся кадры выступлений балерины.

В витринах по соседству — письма, афиши, программки, пачка Коломбины, бусы, балетные туфли. Носок в них не схвачен клеем намертво, как в современной обуви, а прошит деликатными стежками. Пальцы в таких туфлях стираются в кровь, зато позы выглядят так, будто танцовщица едва касается сцены. Что и зафиксировала критика начала 1900-х: «Павлова — это облако, парящее над землей».

Танец балерины часто вдохновлял очевидцев на «стихийные» метафоры. Ее сравнивали с капелью, пламенем, порывом ветра. Статика постановочных фотографий приглушает природную естественность, но есть снимки, по органике кадра превосходящие высокотехнологичные фотосессии. Речь о сюжетах, снятых в лондонском Айви-хаус. Павлова, играющая с собаками. Павлова, убирающая сено. Павлова, блаженствующая среди цветов. Оказывается, у этой серии есть гениальный соавтор. Рекомендации фотографу давал друг балерины, Чарли Чаплин, который также занимался ее киносъемками.

«Мы похожи с вами, Анна, — сказал Чаплин в первую их встречу в Америке. — Я — бродяга, вы — сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят...».

Для Павловой гонка завершилась в нелюбимой ею Гааге. Она умерла в три дня от воспаления легких. Ей шел 50-й год.

Посмертная маска танцовщицы, одолженная музеем у частного коллекционера, удивительно спокойна.

Ничего общего с изменчивым и нервным ликом, украшающим семь стен бахрушинского зала-восьмигранника. А во всю длину и ширину восьмой — та самая, упомянутая Чаплином сильфида.

Один из нескольких сохранившихся плакатов «Русских сезонов» 1909 года. Валентин Серов набросал его за 40 минут. Примерно столько же займет путешествие по экспозиции — выставка открыта до 13 марта.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир