70% россиян доверяют соцопросам


В январе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел «опрос об опросах», который показал, что граждане доверяют результатам опросов социологов и считают социсследования необходимыми. В ходе исследования были опрошены 1,6 тыс. человек из 130 населенных пунктов 46 российских регионов.
Как выяснилось, значительная часть населения (70%) склонна доверять результатам опросов общественного мнения, отмечая что эти результаты в целом отражают действительные мнения граждан. Почти четверть опрошенных (23%) придерживается противоположной точки зрения. Среди сторонников непарламентских партий эта доля достигает 35%.
За всё время проведения такого опроса, начиная с 2005 года, доверие россиян к соцопросам держится на достаточно высоком уровне. Максимальный показатель (76%) был зафиксирован в 2005 году, а минимальный (66%) — в 2013-м.
Если к результатам соцопросов у граждан есть вопросы, то необходимость их проведения признается практически единогласно — 84%. Каждый десятый (10%) уверен в том, что от соцопросов нет пользы.
В 2005 году в необходимости проведения социологических исследований были убеждены рекордные 85%, а в 2013 году показатель опускался до 69%.
Когда респондентов попросили назвать последний соцопрос, о котором они что-либо слышали, 76% не смогли припомнить даже тему. Те, кто смог конкретизировать ответ, чаще всего упоминали опрос в Крыму (6%), опросы на политические темы в целом (6%) и о жизни россиян (3%).
Неудивительно, что россиянам больше всего запомнилась политическая повестка. Опрос ВЦИОМа, проведенный под занавес 2015 года, показал, что главным мировым событием 2015 года 43% населения считают войну в Сирии. Конфликт России с Турцией 26% опрошенных назвали основным мировым событием, 12% — российским. Также резонансными явлениями в масштабах страны для наших сограждан стали гибель российского авиалайнера над Египтом (11%), кризис, инфляция и падение рубля (10%).
По данным «Медиалогии», полученным в ходе анализа российских федеральных СМИ, в топ-3 мировых событий 2015 года вошли военный конфликт на Украине, кризис в Греции и теракты в Париже. В рейтинге российских событий на первых строчках крушение российского самолета над Синаем, а также сбитый Турцией военный российский самолет и убийство Бориса Немцова.
Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров отметил, что важным результатом считает сохранение доверия граждан к данным социологических опросов, несмотря на яростные попытки их диффамации со стороны политических оппонентов Владимира Путина и его команды.
— Эти усилия не принесли результата, и поэтому стоит ожидать их усиления по мере развертывания кампании по выборам в Государственную думу. Объявить опросы нечестными, непрофессиональными, ангажированными — значит подорвать доверие избирателей к выборам, их участникам и будущим победителям. Именно этого добиваются несистемная оппозиция и ее идейные союзники в России и за рубежом. А сами по себе исследования и знания об обществе, которые мы получаем благодаря им, таким «критикам» не нужны и неинтересны, — отметил гендиректор ВЦИОМа.
В обществе бытует мнение, что опросам недоверяют из-за неискренности респондентов, которые часто неохотно вступают в диалог и без особого желания отвечают на вопросы.
Валерий Федоров отметил на этот счет, что неискренность респондентов — это фундаментальная проблема всех социологических исследований, но далеко не самая главная.
— Мировая наука не дала ответа — как ее побороть, но есть некоторые методики, которые позволяют эту неискренность снизить. Например, когда хочешь понять, принимает ли человек наркотики, ни в коем случае нельзя его спрашивать об этом в лоб. Можно, например, спросить: «У вас есть знакомые, которые принимают наркотики?» В этом случае результат будет ближе к действительности. Таких способов много, но ни один из них не гарантирует стопроцентного успеха, — отметил глава ВЦИОМа.
Он также добавил, что когда мы ставим вопрос об искренности/неискренности, не должны забывать, что человек имеет право говорить то, что хочет. Правильнее задуматься, а зачем он в некоторых ситуациях лжет.
— На мой взгляд, на данном исследовании проблема неискренности отразилась в незначительной степени. Люди гораздо менее искренни, когда говорят о деньгах, о сексе, о счастье и т.п., то есть о значительно более важных для них вещах, — сказал Валерий Федоров.
Ранее глава Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон заявлял «Известиям», что социологические службы через опросы изучают не мысли людей, а их ответы на вопросы.
— Я обращаю внимание: не то, что люди думают, не каковы их истинные мнения — мы не залезаем в голову, мы не телепаты, мы не можем отличить, лжет или не лжет человек, — мы изучаем ответы на вопросы. Мы получаем достоверную статистику ответов на вопросы — вот в чем суть нашей работы, — сказал Александр Ослон, добавив, что граждане всё же ответственно подходят к опросам и если не хотят отвечать, то отказывают социологам.
При этом глава ФОМа отметил, что социологи основываются на принципах репрезентативности. По его словам, исследования такого рода — это не только обратная связь, оценка результата деятельности, индикаторы популярности, но и объект анализа со стороны общества. А общество — мировое и российское — движется в сторону большей публичности, к тому же появились социальные сети как канал публичности для любого желающего и активность обсуждений любых тем, в том числе опросов, радикально выросла.
— Этим процессам сопутствуют процессы роста критичности, недоверия, подозрительности, а в условиях информационной лавины еще и категоричности и пренебрежения к объяснениям, обоснованиям, аргументам. Обоснования выборочных опросов, связанные с научным подходом, с методами математической статистики, методами случайного отбора всё меньше и меньше принимаются теми, кто эмоционально заряжен и принимает или отторгает ту или иную информацию в зависимости от того, нравится она или не нравится. Рациональные аргументы не работают там, где бушуют страсти, — подчеркнул Александр Ослон.