Завершается 2015 год, который стал одним из самых сложных в новейшей истории России. Впервые со времен афганской кампании Российская армия проводит операцию на зарубежной территории, обострилась геополитическая обстановка, усилились угрозы терроризма. Кроме того, рост инфляции, нестабильность курса, падение цен на нефть больно бьют по российскому бизнесу и населению.
К экономическим проблемам последних лет добавились внешнеполитические вызовы. Активная позиции России на международной арене не нравится многим зарубежным партнерам. Санкции, которые против России ввели США и ЕС, с одной стороны, усложнили поиск источников экономического роста и — глупо это не признавать — усилили экономический спад. С другой стороны, у российских властей и общества не осталось выбора — российскую экономику нужно диверсифицировать. И источниками роста должны быть не углеводороды, а малый и средний бизнес, новые технологии.
Сегодня у президента Владимира Путина высокий уровень доверия в обществе. Такого уровня единства граждан не было ни на одном из этапов новейшей истории развития страны, включая начало 2000-х годов. Хотя в тот момент Путин уже являлся главой государства, но последствия «приватизационной экономики» снижали уровень доверия к власти. Разумеется, единство гражданского общества, которое мы наблюдаем сегодня, гораздо «честнее», чем единство общества в советском государстве.
Раздробить российское общество может только одно — бездействие либо ошибочные решения представителей политических элит в России. Высокий уровень доверия к власти и проблемы в экономке — подходящий момент реформ.
Когда представители власти, критикуя оппозицию, заявляют о том, что оппозиция умеет только критиковать, — это верно отчасти. Справедливости ради надо отметить, что проблемы внутри страны существуют. И их список продолжает, к сожалению, увеличиваться вместе с расширением экономического кризиса, который не останавливается/не прекратился/не «достиг дна», как заявляют об этом некоторые министры и вице-премьеры. Экономический кризис усиливается. И указывать на проблемные точки безусловно необходимо.
Россия трудно выходит из кризиса во многом потому, что в собственном доме не удается навести порядок. Разгрести бардак, который устроили присосавшиеся к выгодным государственным заказам, контрактам и сырьевым рынкам приближенные к власти компании и олигархи, забыв о национальных интересах. Бесконечные коррупционные скандалы, схемы распила, бездействие чиновников на местах вызывают всё большее раздражение у гражданского общества.
Вот только несколько вопросов к нынешнему правительству. Почему реформы в России — это лишь повод увеличивать налоговое бремя? Кто позаботится о достойной жизни наших стариков, социальное обеспечение которых сожрала реальная 50–60-процентная инфляция, а Минфин даже не в состоянии провести индексацию пенсий в соответствии с уровнем инфляции? С какой стати в тюрьмах сидят предприниматели за неуплату (не всегда доказанную) налогов, а не расхитители государственных средств? Кто снимает маржу с антикризисных триллионов для восстановления экономики? Как можно доверять управление правительством человеку, не способному принимать самостоятельные решения?
Необходима разработка антикризисного плана. На февральском экономическом форуме в Красноярске предложения по антикризисному плану должны быть обсуждены в обязательном порядке. Что должно войти в этот план? Во-первых, предложения об изменении бюджетной политики с упором на развитие человеческого капитала, а также малого и среднего бизнеса. Во-вторых, нужно постараться найти дополнительные источники доходов для бюджетной системы, чтобы сохранить резервные фонды. Наличие этих фондов — гарантия макроэкономической стабильности, а значит, и стабильности всей экономики.
Также необходимо представить президенту стратегию социально-экономического развития России. При этом горизонтом планирования долгосрочной стратегии должен быть период больше чем 10–15 лет. России необходимо научиться планировать развитие на 70–80 лет вперед, как это делают и Китай, и Соединенные Штаты.
Несмотря на то что государство никогда не будет более эффективным собственником, чем представители бизнеса, именно государство обязано контролировать собственность, к которой имеют отношение граждане нашей страны. В первую очередь это касается нефти и газа, природных ресурсов. Богатства страны должны стать действительно народным достоянием c понятной и прозрачной системой контроля, системой сменяемости руководителей, менеджмента, региональных представителей. С разумным и справедливым назначением бонусов. То, как злоупотребляют этим нынешние руководители государственных корпораций, справедливо вызывает раздражение общества. Необходимо разработать и внедрить единую систему отчетности, оценки эффективности деятельности менеджеров государственных компаний. Предусмотреть ответственность и наказания за просчеты в управлении, за злоупотребления. Граждане нашей страны обязаны этими ресурсами своим предкам, которые открывали, объединяли, присоединяли земли в состав России вместе с теме богатствами, которые находились и находятся в недрах этих земель.
Россия обязана иметь мощнейший экономический кулак в виде военно-промышленного комплекса (ВПК). Он должен управляться по классической жесточайшей системе, где коррупция, разгильдяйство, саботаж выжигаются. Также необходимо дальнейшее усиление престижа профессии офицера Российской армии.
Во всех остальных секторах экономики государство должно обеспечить максимальную свободу. Нужно добиваться дальнейшего снижения административных барьеров, устранения зависимости предпринимателей от произвола чиновников, обеспечения соблюдения правовых гарантий на всех уровнях власти. При этом не должно быть перегибов — предоставление излишней, неконтролируемой свободы и, наоборот, усиление влияния государственного контроля могут стать источником социального напряжения.
Несмотря на проблемы в экономике, власти обязаны выполнять свои социальные обязательства. Забота о пенсионерах и малозащищенных гражданах, бесплатное и качественное образование и медицина — должны быть приоритетом на деле, а не на словах.
Дальнейшее развитие экономики невозможно без реформы межбюджетных отношений. Федеральное правительство должно передать регионам и муниципалитетам часть налоговых источников доходов, чтобы региональные и местные власти могли эффективно решать возложенные на них задачи — развитие начального и среднего образования, здравоохранения, ремонт дорог и благоустройство территорий. При этом региональные и муниципальные власти должны активнее отстаивать свои интересы на уровне правительства, Госдумы и Совета Федерации. Сейчас место сознательных граждан заняли такие «придворные» общественные организации, как Общероссийский конгресс муниципальных образований и Всероссийский совет местного самоуправления. Их членами являются депутаты местных собраний и представители органов местного самоуправления, которые не видят проблем и ограничены в действиях из-за системы назначений.
Подчеркну еще раз. Россия находится в важнейшей, узловой точке своего развития. Российской экономике необходимы структурные изменения.
Автор — руководитель Института актуальной экономики