Водопад искусства и культуры обрушился на Северную столицу России на этой неделе, чуть не затопив ее. Официальное название — IV Санкт-Петербургский международный культурный форум. Это было масштабное и высокотехнологичное мероприятие, с тысячами участников, с огромным пресс-корпусом, с электронными терминалами, добродушно пищавшими «У вас нет допуска», с массой добровольцев-энтузиастов, улыбчивых и подтянутых, и это не считая милиции, охраны и прочих вежливых людей. Оно не было нацелено на рядового поклонника муз.
Форум — не фестиваль; это огромная тусовка профессионально занимающихся культурой и искусством людей, а культура не менее важна для страны, чем ракеты «Калибр»: она достает дальше и поражает сильнее.
Перед гостями выступил президент Путин. И не раз, а дважды. Как он успел — через час после выступления президент уже беседовал с Керри, — не представляю. Выступали также министр культуры Мединский и другие официальные лица, а также деятели культуры, режиссеры, музыканты, кураторы… На одном деловом завтраке собрались 40 министров культуры, от Италии до Катара. Культурный мир завершил Год литературы и вступил в Год кино.
Питер сиял всеми электрическими огнями, разрежая мрак приполярной (60-я параллель!) ночи. Город дивно восстановлен, фасады и улицы выглядят лучше, чем когда-либо на моем веку. Сотни ресторанов, блестящие кафе, приятный характер ленинградцев — всё шло на пользу форуму. Заседания шли в новом корпусе Эрмитажа и в новом здании Мариинки — и они осовременены.
Если всё так хорошо, то где же наша дежурная ложка дегтя? К сожалению, культура, представленная на форуме, как и вся Россия, больше смотрит назад, чем вперед. Только подумайте — ранее не исполнявшееся произведение Пуччини, конечно, здорово, но где сегодняшний Пуччини? А тут еще и Петипа…
Сердце переполняется гордостью, что замечательное русское советское кино становится объектом культуры ЮНЕСКО — но где сегодняшнее замечательное российское кино? Не слишком ли много ретро? В далекой России начала XX века и до конца 1920-х годов, до и после революции, Россия дышала завтрашним днем и творила завтрашнее искусство. Сегодня она, увы, совершенствует искусство прошлого. Тут тебе и новая постановка «Войны и мира», и произведения XVIII–XIX веков — но где XXI век? Неужели он — только в умных терминалах?
Для широких масс любителей культуры на форуме было только одно событие — открытие после многолетнего ремонта сказочно отреставрированного здания цирка на Фонтанке, питерский ответ на московский Большой театр. Удивительно приятный, относительно небольшой цирк снова получил (еще ретро) имя своего основателя Чинизелли, и даже была воссоздана (вы догадались) роскошная императорская ложа, отмененная большевиками.
Первое представление было чудесным, зрителям понравилось. Новый-старый театр — большое достижение Вадима Гаглоева, главы Росгосцирка. В лихие 1990-е, когда Ельцин призывал брать суверенитет всем желающим, примеру Прибалтики последовали и несколько цирков, в том числе и питерский — они вышли из гигантской системы Росгосцирка. Хорошего в этом было мало для циркового искусства — а в области цирка Советская Россия была впереди планеты всей. На похищении русских циркачей поднялся и канадский Цирк дю Солей, да и прочие цирки. Пришедший 2 года назад в отрасль Гаглоев взялся за восстановление полуразрушенного гиганта.
Не говоря уж о реконструкции цирков в Туле и Ярославле, в Луганске и Донецке, в Крыму и в Сочи, Гаглоев довел до ума питерский цирк и практически вернул его в систему. Правительство вроде приняло решение вернуть, но там возникли юридические заминки. Я спросил директора цирка, старого клоуна Славу Полунина, и он сказал мне, что для полноценной жизни цирка необходимо вернуться в Росгосцирк с его ресурсами. Так что можно надеяться, что питерский цирк вернется, а за ним, глядишь, и Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, где идет упорная борьба операторов за самостийность.
На форуме блеснуло последнее достижение Гаглоева — возвращение легендарного «солнечного клоуна» Олега Попова. Он уехал в Германию в 1990 году, когда его вечный друг и соперник Никулин отписал на себя цирк на Цветном бульваре. Попов обиделся и до этого года в Россию ни ногой. Но весной к нему поехал Гаглоев и уговорил. Народ принимал Попова сказочно — бесконечными аплодисментами, как будто людям возвращено давно ушедшее детство. Может, этим и объясняется нонешняя мода на ретро?
Видимо, русский цирк также будет признан одним из достижений человечества и включен в заветный список ЮНЕСКО. Так поняли участники форума слова руководителя ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой.
Будем надеяться, что к следующему форуму русское искусство будет смотреть вперед, в завтрашний день, а не только радоваться былым достижениям.