В «Манеже» показывают групповые селфи ХХ века


В музейно-выставочном объединении «Манеж» одновременно открылись восемь выставок, входящих в программу IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2015».
Среди них — три испанских проекта («Охотники за трендами?», «Море — камень» Изабель Муньос и «Внутренний пейзаж» Рикардо Лопеса Буэно), лучшие бэкстейдж-снимки с последней Mercedes-Benz Fashion Week в Москве, французский проект Бруно Авейана «Церемония изоляции», «Стоп-кадр. Ностальгия» Сергея Николаевича и др.
В едином выставочном пространстве Манежа одна экспозиция естественно перерастает в другую: разглядывая витиеватые узоры на туфлях и замысловатые прически моделей с Недели моды, гость не успевает даже заметить, как уже смотрит в глаза прекрасной испанке с «Внутреннего пейзажа» или рассматривает Андрея Тарковского в последний день съемок его «Ностальгии».
Некоторые проекты, вроде «Каменного моря», требуют длительного и безраздельного внимания. Другие открыто приглашают к игре.
— На этих фотографиях вы видите несколько изображений одной и той же женщины в разных условиях и позах. Я решил специально не связывать картинки между собой и не показывать всю историю целиком. Только намеки на несколько ключевых моментов. Приглашаю зрителя додумать эту историю самостоятельно, — рассказал «Известиям» про свой проект Бруно Авейан.
В иную игру втягивает проект «Внутренний пейзаж»: вглядываясь в огромные, глубокие портреты, гость должен угадать, какова профессия каждого из героев — редактор, продюсер, химик, актер, комик, учитель, дирижер...
— Здесь представлены самые обычные люди, которых мы можем встретить каждый день. Любой, кто приходил ко мне в мастерскую, мог стать героем выставки. Но самое сложное — заставить человека раскрыться, показать свой настоящий взгляд. Съемка проходила в полной тишине и иногда занимала 3–4 часа, в течение которых и я, и герои рефлексировали, — рассказал фотограф Рикардо Лопес Буэно.
За сессию он делал около 300–400 фотографий, из которых потом отбирал только один кадр. В общей сложности работа над проектом заняла год.
— Одна из героинь, редактор, была успешна в карьере, но многого натерпелась в личной жизни. Мы очень долго не могли установить контакт, потому что она привыкла воздвигать стены и щиты. Когда я показал ей итоговый вариант, она зарыдала, — поделился автор.
В проекте «Стоп-кадр. Ностальгия» имена многих героев скрывать было бы бесполезно. Эти групповые снимки из архивов Аллы Демидовой, Андрея Тарковского-младшего, Гидона Кремера, Максима Соколова, как сформулировал куратор Сергей Николаевич, своеобразные «селфи эпохи».
— Мы решили ограничиться лишь небольшим периодом, с 1950-х до 2000-х годов. На снимках есть люди известные, и нет. В основном — творческая интеллигенция. Например, фото Тарковского с последнего съемочного дня «Ностальгии» очень символично, ведь впоследствии он так и не вернулся в Россию. Другой кадр — постановка «Вишневого сада» во МХАТе имени Чехова, это была эпоха раздела театра. Тогда казалось, что начинается новая жизнь, и она действительно началась, но совсем не так, как рассчитывали герои фотографии, — поделился Николаевич.
Выставки ждут посетителей до 2 апреля.