Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 15 дронов ВСУ над тремя регионами России
Мир
Уиткофф сообщил об обсуждении США и РФ возможных договоренностей по Черному морю
Мир
Финляндия отказалась экспортировать яйца в США
Мир
Мантуров заявил об ожидаемом увеличении поставок сельхозпродукции из РФ в Катар
Мир
Латвия приостановила работу единственного КПП с Белоруссией
Экономика
В ЦБ поддержали введение биометрии при выдаче микрозаймов онлайн
Мир
Уиткофф отметил сокращение дистанции в переговорах РФ и США по Украине
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание и гололедицу в Москве 17 марта
Мир
Землетрясение магнитудой 5,1 зафиксировали в Эфиопии
Общество
Синоптик не исключил возврата холодов в конце марта – начале апреля
Экономика
Льготное лизинговое финансирование расширят на легкую промышленность
Спорт
Россиянка Мирра Андреева победила в финале турнира WTA в Индиан-Уэллсе
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть беспилотников ВСУ над тремя регионами РФ
Мир
Медведев сравнил отправку военных НАТО на Украину с началом конфликта с альянсом
Армия
Военные РФ рассказали об уничтожении техники ВСУ системами «Торнадо-С»
Экономика
В РФ выявили более 800 тыс. нелегально занятых работников в 2024 году
Мир
Захарова связала желание Британии украсть активы РФ с тягой к пиратству

Устранение неопределенности

Журналист Максим Кононенко — о том, как нам следовало бы реорганизовать правительство
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наблюдатели говорят, а исторический процесс подтверждает, что президент Путин практически никогда не принимает решений, которые до него уже придумал и озвучил кто-то другой.

Наиболее искушенные пытаются использовать эту гарантированную непредсказуемость президента, придумывая и озвучивая то, что им хотелось бы предотвратить. Ну вот, например, трудно отделаться от мысли, что целый ряд откровенно, нарочито комплиментарных статей, посвященных Герману Грефу и опубликованных в самых разных изданиях в последние несколько дней, — это операция предупреждения. И все эти статьи служат как раз цели недопущения назначения Германа Грефа на некую государственную должность, об уровне которой мы можем только догадываться.

То же можно сказать и о ставшей в последние месяцы просто всеобъемлющей дискуссии об отставке действующего правительства. А уж если оценить, сколько в ходе этой дискуссии было сказано специально про премьера Медведева, то сразу же понимаешь: нет, под таким давлением Путин Медведева никогда не отдаст. А раз давление, как мы полагаем, обеспечивает некий иммунитет, то почему бы тогда не оказать это давление через прессу (связи-то есть).

Может быть, и поможет. А может быть, и не поможет, поскольку, как говорят наблюдатели, Путин практически никогда не принимает решений, если догадывается о том, что им пытаются манипулировать. И если уж всё вышеизложенное пришло в голову мне, то уж президенту-то наверняка это приходило в голову раньше, чем мне.

Однако несмотря на всю эту технологическую лирику, проблема неопределенности налицо. В экономике страны явно что-то не так, а никаких четких и определенных действий правительства мы не видим.

Президент говорит, что надо освободить бизнес от проверок — правительство вводит новые проверки. Президент говорит о замораживании налогов — правительство ломает голову, какие бы еще придумать налоги. Президент вместо правительства занимается электричками и ценами на лекарства. Чего от кого ждать, никому не понятно. Отставить нельзя не отставить.

И где запятую поставить неясно, потому что, повторюсь — неопределенность.

Все версии имеют право на жизнь. И версия о том, что Путин никогда не сдаст Медведева, потому что Медведев не сдал Путина. И версия о том, что, не сдавая Медведева, можно организовать дополнительный центр выработки решений, а уж кто будет их там вырабатывать — Греф или Кудрин — это уже вопрос президентский.

И другие версии, с другими фамилиями и конфигурациями тоже имеют право на жизнь — их в достаточном количестве можно найти на Facebook.

Но вот какую версию я там не нашел. Дело в том, что в российском законодательстве нет никакого прямого запрета на то, чтобы пост председателя правительства занимал президент. Его нет ни в Конституции, ни в «Законе о Правительстве Российской Федерации». Президент представляет кандидатуру председателя правительства в Государственную думу, и ни из чего не следует, что это не может быть его собственная кандидатура. А если Дума три раза не соглашается с этой кандидатурой, президент имеет законное право ее распустить и все-таки назначить внесенную кандидатуру премьером.

Более того, согласно действующей Конституции, выбор председателя правительства — это в общем функция президента. От президента зависит назначение председателя правительства, от президента зависит отставка правительства. А далее смотрите по списку: президент назначает вице-премьеров и министров, может отменять постановления и распоряжения правительства, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, ему напрямую подчиняются пять министерств и восемь федеральных служб. То есть по существующему законодательству президент и так наполовину председатель правительства. И совмещение постов вообще никоим образом не нарушает разделения властей.

Проблем существует лишь две, причем одна из них техническая, а вот вторая — серьезнее. Техническая состоит в том, что по Конституции именно председатель правительства исполняет обязанности президента, в случае если их не может исполнять президент. А вот кто должен исполнять эти обязанности, если их не может исполнять и премьер, в Конституции не написано. И это место в Конституции очень сложно поправить. В законе о правительстве, впрочем, сказано, что если председатель не может исполнять свои обязанности, то их выполняет один из его заместителей. А если исполнять обязанности президента в некоем случае является обязанностью премьера, то, значит, и его заместитель может выполнять ту же обязанность. Таким образом, вопрос о передаче ядерной кнопки в случае чего можно решить, назначив надежного человека неким специальным вице-премьером.

Опять же, к президенту поближе.

Вторая проблема важнее. Отставка правительства — важный политический инструмент. Это наиболее эффективный способ снять накопившуюся социальную усталость, при этом не разрушая саму систему государственной власти (то есть сохранив президента). Совмещение же постов премьера и президента вовлекает последнего в сферу ответственности правительства. Теперь президент должен будет отвечать за электрички и цены на лекарства уже непосредственно.

Но и здесь существует решение: президент имеет право уволить любого из министров по предложению премьера, то есть — себя. Наоборот, как раз единственный, кого президент не может уволить без всего правительства целиком, — это премьер. Так что вопрос только в настройке общественного мнения. Создаешь плохого министра — увольняешь плохого министра.

Итак, совмещение постов президента и премьер-министра полностью соответствует действующему российскому законодательству и, вполне вероятно, способно устранить сложившуюся неопределенность. Конечно, наблюдатели немедленно скажут мне, что это сосредотачивает в руках президента России еще больше власти, а у него ее и так столько, что страшно становится. Скажут мне это наблюдатели, конечно, забыв, что посты президента и премьер-министра совмещаются, например, в США.

А я на это отвечу наблюдателям тем, что уже было сказано выше. Путин практически никогда не принимает решений, которые до него придумал и озвучил кто-то другой.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир