Польская «Ида» обошла русского «Левиафана» в борьбе за «Оскар»


В Лос-Анджелесе продолжается 87-я церемония вручения премии «Оскар». В числе наград, розданных первыми, — статуэтка за лучший фильм на иностранном языке. Именно в этой номинации впервые с 2007 года представлена Россия.
По итогам голосования 6 тыс. американских киноакадемиков победу одержала драма поляка Павла Павликовского «Ида». «Левиафан» Андрея Звягинцева, считавшийся ее главным соперником, остался без награды.
За несколько дней до голливудской церемонии «Известия» спросили Звягинцева, как он воспримет исход оскаровской гонки, если удача окажется на стороне «Иды».
— Скажу, что я очень рад за Павла Павликовского и поздравляю его, — пообещал автор «Левиафана». — И это не будет лукавством, потому что такое счастье бывает раз в жизни. «Оскар» очень важен: он открывает режиссеру множество дорог.
«Ида» повествует о молодой девушке Анне, выросшей в монастыре. Встреча с тетей переворачивает ее жизнь: Анна узнает, что ее настоящее имя — Ида, она еврейка, родители которой были убиты во время Второй мировой войны. Вместе с тетей она отправляется на поиски своего прошлого.
«Левиафан» рассказывает о трагедии «маленького человека», живущего на севере России, который одновременно сталкивается с чиновничьим произволом и драмой в собственной семье. Лента объединяет в себе мотивы одноименной книги английского философа Томаса Гоббса, библейской притчи об Иове Многострадальном и реальной истории американского сварщика Марвина Химейера.
Оба фильма-соперника вызвали неоднозначную реакцию у себя на родине. «Левиафан», копия которого за три недели до начала проката нелегально просочилась в интернет, произвел в российском обществе эффект взрыва. Критики обвинили режиссера в конъюнктурности и показном пессимизме, а сторонники назвали «Левиафан» картиной, по которой запомнят эпоху.
В Польше десятки тысяч недовольных требовали от авторов «Иды» внести изменения в начальные титры фильма. По мнению подписантов коллективного письма, Павликовский показал поляков как безжалостных истребителей еврейской нации в период фашистской оккупации. В то же время картина удостоилась высоких оценок прессы и стала лучшим фильмом года по версии национальной киноакадемии.
— Мой фильм не о вине, а о прощении, христианском, библейском прощении, — сказал «Известиям» Павел Павликовский. — О вине простых поляков, выдававших нацистам соседей-евреев ради овладения их собственностью, сказано уже много, написаны книги, вот уже лет 15 идет дискуссия в обществе. Я никого не хочу клеймить.
Павликовский неоднократно снимал фильмы с участием российских артистов, в том числе Сергея Бодрова-младшего, Леонида Куравлева, Владимира Ильина, Дины Корзун. В числе документальных работ режиссера — картины про Федора Достоевского, Венедикта Ерофеева и Владимира Жириновского.