Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Мир
Вэнс заявил о планах США добиться прямых переговоров РФ и Украины за 100 дней
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Мир
В США сообщили о связи с Индией и Пакистаном для предотвращения эскалации
Общество
В Екатеринбурге открылась выставка трофейной техники НАТО
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Депутат рады заявила о массовом самовольном уходе военнослужащих из ВСУ
Мир
Госдеп США заявил об укреплении нацбезопасности Украины после сделки по ресурсам
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Мир
Более 285 тыс. человек приняли участие в мероприятиях ко Дню труда в Турции
Мир
В ВОЗ заявили о проблемах с перечислением зарплат из-за прекращения помощи США
Мир
Вучич заявил о плане приехать в Москву 9 мая при любых последствиях
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Мир
Британку в возрасте 115 лет признали старейшей жительницей планеты
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Ценности и цены

Историк и журналист Илья Смирнов — о культуре, которой был посвящен ушедший год
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Заметили ли вы, что уходящий год был Годом культуры?

Вообще-то культура жизненно важна в любой год и для любой страны. Поэт Тиртей сделал для древней Спарты не меньше, чем любой из ее храбрых царей. И сейчас — как объяснить детям, что за праздник 9 мая? Умные родители подскажут: «Посмотрели вместе «Небесный тихоход» и «В бой идут одни старики», сразу всё стало ясно».

А что должен смотреть (читать, слушать) взрослый человек, чтобы разобраться в современности? Сориентироваться, где добро, где зло? И какие фильмы 2014 года не стыдно поставить рядом с советской классикой?

Нет, я не собираюсь нагнетать уныние. Хорошо, что государство, несмотря на разорительный ремейк холодной войны, нашло ресурсы на новые театральные и концертные залы, на гастроли и фестивали, компьютеризацию библиотек, реконструкцию музеев. Хорошо, что с этого года культура — не «услуги». Отдельная благодарность за то, что почистили экспертные советы (к сожалению, не все) и отделили от государства кинорекламу майдана (несмотря на истерику соответствующего «профессионального сообщества»).

И «Основы государственной культурной политики» — шаг в правильном направлении. Нужно возвращаться к норме, этической и эстетической, преодолевая гнилостные процессы, которые чуть не погубили нашу страну в 1990-е годы и до сих пор поощряются «евроинтеграторами». С весны «Основы» обсуждались в разных официальных инстанциях, это было, как правило, довольно скучно, иногда бессмысленно (методика забалтывания, хорошо знакомая тем, кто жил при Л.И. Брежневе), но в  итоге это дало свои плоды, поскольку из окончательного варианта оказались удалены почти все формулировки, которые резали глаз.

Что же осталось?

Благие пожелания общего характера. С ними не поспоришь. Конечно, приятнее быть богатым, здоровым и культурным, нежели наоборот. Или прямо по тексту, параграф о гуманитарной науке: «Приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук. Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук».

Интересно, какие еще бывают исследования — кроме фундаментальных и прикладных? Между тем есть проблемы конкретные и достаточно серьезные, чтобы поставить под сомнение само существование некоторых гуманитарных дисциплин в их нынешнем виде. Почему бы не сказать об этом прямо? Или: «просвещение» — прекрасное слово. Рад, что оно возвращается в официальный лексикон.

Но ведь слово можно трактовать по-разному. Один представляет себе при слове «просвещение» унылый урок астрономии. А для другого «просвещение» — как можно более раннее (желательно с 1-го класса) ознакомление детишек с разнообразием креативных проявлений из двухтомника «Сексопатология». Заметьте, что эти другие — не подзаборные маргиналы, они занимают важные позиции как раз в сфере культуры. И какая здесь возможна дискуссия? Какой компромисс?

Например, такой. «По мнению спецпредставителя президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, «положительный эффект от принятия «Основ государственной культурной политики», по самому этому документу, может появиться через 15–20 лет». Однако он считает, что определенный результат будет виден и раньше. «Через 5 лет можно увидеть тенденцию, удается ли остановить культурную деградацию», — сказал Швыдкой. При этом подчеркнул, что «положительный результат не будет осязаемым, но он будет влиять на общество».

Тут возникает много высококультурных ассоциаций. Песня Высоцкого про «бег на месте общепримиряющий», еще есть композиция группы «Алиса»: «Я не червонец, чтобы нравиться всем!» Также, помнится, Ходжа Насреддин обещал падишаху именно за 20 лет обучить ишака грамоте. В общем, из ученых комментариев выходит, что нашу культуру спасет в туманной перспективе неосязаемый автоудовлетворитель.

Но ведь не будет такого. Культурная политика требует внятного определения «ценностей и нравственных идеалов» (В.В. Путин). Качественную оценку по существу нельзя заменить формальной отчетностью. Главное, не сколько мест в зале, а что там показывают. В Пскове на реконструкцию театра потрачено больше миллиарда рублей. Спасибо! Только потом театр передали под креативное руководство В. Сенина, о котором мы уже рассказывали в жанре фельетона, а теперь собираются сливать с филармонией и центром народного творчества. Странно, что не с бюро ритуальных услуг. На что же потрачены деньги? На шоу, в котором серийный убийца — это новый Гамлет, потому что «нет четкой границы между чудовищем и героем»?

Есть конкретные вопросы, из которых складывается реальная осязаемая жизнь сегодня, а не через 20 лет. Что будет с русским репертуарным театром, который составляет наше несомненное (признанное во всём мире) национальное достояние? Действительно ли неприкосновенны памятники истории и культуры — или если очень хочется, то можно делать всё что угодно прямо в охранной зоне? Оставят ли наконец шаловливые ручонки  болонских «реформаторов» в покое нашу музыкальную школу, за которую снова вынужден был заступаться прямо на Госсовете Д.Л. Мацуев?

Боюсь, что нет таких общепримиряющих ответов, которые бы одинаково удовлетворили настоящего художника и «актуального». А в условиях неизбежной экономии отощавший бюджетный боливар просто не вынесет двоих.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир