Детские сады могут начать работать по гибкому графику
Ряд столичных детских садов уже весной 2015 года могут начать работать по гибкому графику. По желанию родителей будут сформированы ранние группы, открывающиеся в 7.00, или, наоборот, поздние, работающие с 10 утра. Руководитель столичного департамента образования Исаак Калина на селекторном совещании поручил провести мониторинг мнения родителей и педагогов. Запустить пилотный проект планируется в Юго-Восточном округе (ЮВАО).
Принять решение о дифференциации времени работы групп в детских садах планируется в марте 2015 года.
— Нужно провести мониторинг не только среди родителей, но и среди педагогов, чтобы не испортить им рабочий день, — сказал Калина. — Если наберется такая группа, которая хотела бы сдвинуть начало работы, то это можно реализовать.
Калина подчеркнул, что важно рассматривать возможность не только более раннего открытия детского сада, но и создания «поздних» групп — «может быть, кто-то никуда не спешит и хочет дать ребенку выспаться».
Вопрос о режиме работы дошкольных образовательных организаций был поднят в связи с участившимися жалобами родителей, которые приводят детей раньше начала занятий, когда в учреждениях иногда даже нет дежурного администратора. В итоге дети вынуждены несколько часов ждать официального открытия сада.
— Гибкий график работы дошкольных учреждений — один из вариантов решения проблемы, — считает начальник Юго-Восточного окружного управления образования Любовь Олтаржевская. — Также это позволит оптимизировать поток детей и разгрузить, например, столовую и спортивный зал.
В ЮВАО уже начали анализировать пожелания родителей по поводу изменения режима занятий. Помимо родителей дошкольников планируется опросить мам учеников начальных классов, поскольку они тоже часто провожают своих детей.
Идею также поддержал начальник Юго-Западного окружного управления образования Михаил Случ. Он подтвердил наличие большого количества жалоб от родителей, которые хотят раньше приводить детей. По его мнению, такая практика должна быть реализуема в первую очередь в детских садах.
— В дошкольных учреждениях часто можно наблюдать картину, когда по утрам у каждого воспитателя сидит по одному-два ребенка и ждут завтрака. Нет ничего сложного их объединить, — считает Случ. — Скорее всего, сделать гибкий график получится в крупных образовательных комплексах с компактной территорией, поскольку в них больше вероятность, что найдется группа родителей, которые хотят приводить детей к 7 часам утра или к 10. Что касается школьников, то тут потребность наверняка окажется ниже и вводить гибкий график нецелесообразно.
Случ уверен, что и среди педагогов найдутся желающие работать с 7 часов или, наоборот, с 10.00.
— При гибком графике столовая также сможет более эффективно выстроить свою работу. Сейчас им приходится одновременно готовить завтрак на 200 человек, а в случае изменений можно будет готовить партиями, что повысит качество питания, — отметил Случ.
Директор Центра образования № 293 Александр Глозман отметил, что в учреждении уже функционирует похожая система для первых классов.
— Занятия в первых классах начинаются в 9.25 — это на час позже, чем в остальных. Так ребенку проще адаптироваться к школьной жизни. При этом у нас работает утренняя продленка — для тех, кого родители могут приводить только рано утром, — говорит Глозман. — По просьбе родителей мы открываем школу в 7.40 — именно к этому времени приходят дежурные администраторы.
Глозман подчеркнул, что при введении гибкого графика нужно не забывать об интересах самих детей, а не ориентироваться только на родительские запросы.
— Решение должно быть взвешенным — важно не навредить ребенку. Должны быть установлены разумные ограничения, чтобы не получилось групп, которые начнут работать с 6.00, когда детям положено спать,— говорит Глозман. — Нужно внимательно следовать нормам СанПиНа.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что к этому вопросу должны присоединиться профсоюзы.
— Возможно вернуться к опыту советского периода, когда профсоюзы работников согласовывали режим работы дошкольных учреждений с органами управления образования, — говорит он. — Во времена СССР у воспитателей был скользящий график: до сна с детьми находился один педагог, а после — уже другой. Поэтому в этом отношении не возникнет никаких трудностей.