Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Василиса» и гроза двенадцатого года

На российских экранах — лирическая история на фоне партизанской войны
0
«Василиса» и гроза двенадцатого года
Кадр из фильма «Василиса». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

1813 год. Царское село. Мороз и солнце, день чудесный. В пустынной анфиладе Екатерининского дворца рапортует гонец: «Ваше императорское величество, русские побеждают, Наполеон бежит из России». «Наконец-то наши полководцы научились писать реляции о победах», — задумчиво произносит Александр I и обращает взгляд в заснеженный парк, где резвятся лицеисты. К одном из них —  курчавому арапчонку — камера благоволит особенно.. Это его срывающийся от волнения голос звучит за кадром: «Сразились. Русский — победитель! // И вспять бежит надменный галл...».

Да, это  «Воспоминание в Царском Селе», которым юный Пушкин поразил престарелого Державина. И хотя лицейский экзамен случился не в 1813-м, а в 1815-м, когда наши полки не только прогнали Бонапарта из России, но и триумфально вошли в Париж, бог с ним, с этим ляпом — в конце концов мы смотрим не столько исторический, сколько патриотический фильм, эмоция здесь важнее точности. А привлекая в союзники «солнце русской поэзии», режиссер Антон Сиверс и сценаристка Ануш Варданян недвусмысленно дают понять: история крестьянки Василисы, собравшей партизанский отряд, должна быть подана в возвышенно-романтическом ключе, соответствовать, так сказать, одически-элегическим строфам.«Василиса» и гроза двенадцатого года

Про реальную смоленскую «старостиху» Василису Кожину известно только, что она участвовала в конвоировании пленных французов. Так что история писалась с чистого листа и не без оглядок на незабвенную «Гусарскую балладу» Эльдара Рязанова. При всей разнице жанров (драма и водевиль) — и там, и там лирический сюжет разворачивается на фоне действий регулярных войск и партизанских вылазок, а борьбу ведут однозначно положительные русские и неоднозначно плохие французы. Неоднозначно — потому что в обоих фильмах есть хороший француз, не забывший о чести и достоинстве, и потому что признается: французы — неплохие вояки. Ко всему прочему, в фильме Сиверса хороший француз влюблен в Василису, а его сослуживцы готовы в буквальном смысле нести на руках своего императора. Лучшая сцена картины, пожалуй, та, где французское воинство скрепя, кряхтя, но не ломаясь, поднимает и держит порушенный партизанами мост, по которому мчится карета Наполеона.

Правда, в «Василисе» нет романсов и песен, а стандартно европейский саундтрек Дарина Сысоева по качеству даже не приближается к шедеврам Тихона Хренникова. Зато по-настоящему брутально, без театральной осторожности поставлены дуэли, драки и бои. Дерутся и стар и млад, а Василиса — колет, рубит, режет не просто с упоением, но и с явным знанием боевых искусств.«Василиса» и гроза двенадцатого года

Персональным приобретением «Василисы» можно считать  социальную линию. Поначалу крестьянка, пусть и знающая по-французски, не могла соединиться со своим избранником — драгуном Иваном, но перед войной все равны. В итоге вовремя подоспевший Иван спасает Василису от смерти и, надо думать, впоследствии поведет ее к венцу. А может, и не поведет. Причинно-следственные связи в повести про «грозу двенадцатого года» возникают ниоткуда и исчезают в никуда. Это, очевидно, результат работы на два формата — полный метр нарезали из материала, отснятого на четыре телевизионные серии.

Но если в  деталях наблюдаются провалы и нестыковки, то основные темы поданы четко: 1) Русский народ доужелюбен и миролюбив, чтобы разозлить его, надо  очень постараться, и тогда — горе супостату; 2) Русский народ един — в моменты опасности и крестьяне, и дворяне действуют рука об руку; 3) Русский народ особенно воодушевляется, когда есть лидер, консолидирующий общие чаяния.«Василиса» и гроза двенадцатого года

Этой заявкой в свое время впечатлился Фонд кино, который профинансировал «Василису» по статье «социально значимый, патриотический фильм». Социальный фильм (см. выше) получился, из значимых моментов отмечу игру Светланы Ходченковой — в ее глазах есть харизматический блеск, а в голосе — командная сталь. Что касается патриотизма, то вряд ли этот фильм научит Родину любить. Нет в нем патриотической «химии». Того, о чем Пушкин читал Державину: «И ратник молодой вскипит и содрогнется  при звуках бранного певца». Не вскипает. А как довести до нужного градуса состав — рецептов нет. Есть цель:  кожей почувствовать, что Родину любят не за красивые дали (их в «Василисе» хоть отбавляй) и не за ратные победы (их тоже немало), а просто за то, что она есть.

«Василиса» и гроза двенадцатого года

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир