Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Мамочка» в квадрате любви

В фильме Ксавье Долана семейная драма представлена в формате инстаграма
0
«Мамочка» в квадрате любви
Кадр из фильма «Мамочка». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вышедшая в российский прокат «Мамочка» (специальный приз жюри Каннского кинофестиваля-2014) — отчасти воспоминание о будущем. Картина Ксавье Долана начинается с титров, оповещающих, что в 2015 году в Канаде принят интересный закон. Родители, отчаявшиеся справится с проблемными детьми, могут без каких-либо судебно-медицинских решений определить их в соответствующие лечебно-исправительные учреждения. Что в итоге и делает мамочка — 46-летняя вдова Диана Депре. Но до того зрителю предстоят два с половиной часа высокоградусных переживаний.

У 16-летнего Стива, сына Дианы, диагностирован СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), и он постоянный пациент подростковых коррекционных центров, при том что лечению практически не поддается. В очередном таком заведении мальчик, устроив пиротехническое шоу, поджигает товарища по несчастью. Чаша педагогического терпения переполнена. Диану просят взять Стива домой и воспитывать самостоятельно.

«Мамочка» в квадрате любви

Предложение застает ее врасплох. Личной жизни нет, денег нет, работа — то есть, то нет, а тут еще неуправляемый ребенок. Но делать нечего. Татуированная мамочка в боевом макияже отправляется за ребенком в состоянии глубокого похмелья и по дороге устраивает ДТП. Ясно, что она и сама нуждается в коррекции. Разбитый автомобиль и хамские выпады против стоически вежливой директрисы недвусмысленно дают понять: упомянутый синдром передан Стиву по наследству. Но корректировать приходится Стива, уже по дороге домой затеявшего перепалку с водителем такси.

— Убирайся к своим кокосам, — вопит он.

— Не будь расистом, — просит мать.

— Я не расист, я просто негров ненавижу, — объясняет сын и, взобравшись на капот, самозабвенно колотит по лобовому стеклу. 

Это образчик самого невинного, можно сказать, обучающего диалога. Вообще-то, родственники изъясняются жестче. Стив дежурно именует родительницу сукой. Она называет его гаденышем и ублюдком. Но и это еще не предел. Во время очередной ссоры сын хватает мать за горло, та, отбиваясь, его ранит. Аптечки в доме нет, и на помощь приходит соседка, тихоня-заика из дома напротив, а с ней и новый поворот истории. Количество бурных эскапад с этого момента не уменьшится, но перейдет в новое качество. Кайла позволит матери и сыну взглянуть на семейный конфликт со стороны, а это значит, что путей коррекции станет больше.

«Мамочка» в квадрате любви

Куда они в итоге приведут, режиссер и сам не знает: в фильме два финала — хороший и плохой. Зрителям с принципиальной любовью к хеппи-эндам советую закончить просмотр хорошим, насладившись ликующей панорамой семейного счастья от оператора Андре Тюрпена и сопровождающим ее саундтреком от Oasis. Тем, кто готов и дальше вкушать гремучую смесь агрессии, насилия и нежности, придется вернуться в тесное пространство кадра.

Фильм по большей части снят в квадратно-вертикальном формате 1:1, типичном для айфона или инстаграма. Эффект неоднозначен. С одной стороны, человек, идущий в кинотеатр, за свои деньги хочет получить нормальный экран и не ломать глаза о неудобную картинку. С другой — именно этому формату фильм обязан мощными эмоциональными прорывами. Когда в моменты абсолютного счастья — реального или воображаемого — экран распахивается во всю ширь, зритель чувствует себя как заключенный, вырвавшийся из душной камеры и вдохнувший полной грудью.  

«Мамочка» в квадрате любви

В хорошем знании зрительской психофизики режиссеру не откажешь. Даже утомительная продолжительность затягивающих, словно в омут, скандалов-примирений в итоге оборачивается благом. Избавление от кипящего семейства поначалу воспринимается облегчением, но, оказавшись в более спокойном мире, понимаешь: троица героев, блистательно сыгранных Анн Дорваль (Диана), Антуаном-Оливье Пилоном (Стив) и Сюзан Клеман (Кайла), прочно захватила часть твоего личного пространства. И знаешь, почему так произошло.

25-летний Ксавье Долан снял пронзительный, яркий, шокирующий фильм. Речь в нем не о материнской жестокости, сыновней уязвимости или эдиповом комплексе, хотя эти темы плюс десяток сопутствующих там есть. «Мамочка» — фильм о великой любви. И даже если эта любовь делает жизнь невыносимой, любить — всё же лучше, чем не любить. 

«Мамочка» в квадрате любви

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир