Джон Ноймайер привез в Москву «Татьяну»


7, 8 и 10 ноября в Москве состоится главная балетная премьера осени. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко покажет «Татьяну» в постановке Джона Ноймайера. Он же автор сценографии и костюмов. Российская столица станет вторым после Гамбурга городом, где «большой Джон» обнародует свое прочтение пушкинского «Евгения Онегина».
Спектакль вроде бы тот же, но как заявил глава Гамбургского балета на встрече с журналистами, работа не заканчивается премьерой — произведение продолжает расти, и зрителям, успевшим увидеть балет в Гамбурге, возможно, предстоит открыть его новые грани.
Хореограф также предостерег российскую публику от излишнего напряжения в поисках соответствия спектакля и пушкинского романа, подчеркнув, что литература мирового значения — шире страны, где создавалась, и «все люди мира могут найти в ней что-то созвучное своему менталитету»
— Это моя реакция на роман — не интерпретация, не пересказ. Это то, что роман сделал со мной, — признался Джон Ноймайер.
Русское же начало, по мнению гостя, зрители смогут оценить в музыке — автором оригинальной партитуры «Татьяны» стала Лера Ауэрбах. Ноймайер в последние годы крепит содружество с 41-летней уроженкой Новосибирска, ныне проживающей в Германии. Говоря о Лере, маэстро не скупился на теплые слова. Выяснилось, что музыка для него — «пробуждение эмоции», а в сотруднице его покоряет «безотказность эмоционального отклика и невероятный мелодический дар».
Продюсер проекта Ирина Черномурова и дирижер Феликс Коробов не скрывали гордости по поводу очередного сотрудничества с мэтром мирового балета. На сегодняшний день Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко — российский рекордсмен по числу ноймайеровских постановок. Хотя начинал «большой Джон» с Мариинским театром (в память об Альферде Шнитке сделал «Звуки пустых страниц»), затем поставил «Сон в летнюю ночь» в Большом, а после, говорят, зарекся иметь дело с нашими театральными монстрами. Команде «Стасика», возглавляемой тогда Владимиром Уриным, удалось уговорить хореографа поработать на Большой Дмитровке, и именно сюда он перенес знаковые спектакли последнего десятилетия — «Чайку» и «Русалочку».
К новому раунду «Стасик» подготовился основательно. Содружеству станиславцев и Ноймайера посвящена размещенная в атриуме выставка, где посетителей встречают огромные постеры с портретами местных Татьян. Две из них — Диана Вишнева и Оксана Кардаш — танцуют в спектаклях премьерного блока. Кардаш — штатная солистка театра, а прима-балерина Мариинки Диана Вишнева, по словам Ирины Черномуровой, узнав о постановке, сама проявила инициативу. Еще две исполнительницы — Ксения Рыжкова и Валерия Муханова — введутся в балет ближе к Новому году.
Экспонаты в атриуме рассказывают об уже состоявшихся проектах. Есть, в частности, возможность в деталях рассмотреть костюмы и аксессуары «Русалочки». Табличку «Руками просьба не трогать» (все предметы в открытом доступе) многие наблюдатели игнорируют — уж очень заманчиво пощупать комбинезон из ярко-голубого шелка и бутафорские морские раковины.
Фотолетопись совместной истории «Стасика» и Ноймайера начинается с кадров 1989 года, когда хореограф привез в Москву гамбургского «Тристана». Трогательный сюжет посвящен путешествию маэстро в Мелихово, в дом-музей Чехова. Много места отведено репетиционному процессу — работа над «Чайкой» и «Русалочкой» запечатлена во всех подробностях. Здесь же снимки, символизирующие крепнущую дружбу «Стасика» и Гамбургского балета — снимки москвичей в Гамбурге и гамбуржцев в Москве. На первом плане, естественно, Джон. Как всегда, вдохновенный и вдохновляющий.