Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Есть Григорович — есть Большой балет

Возобновление «Легенды о любви» в главном театре России встретили овацией
0
Есть Григорович — есть Большой балет
Фото: bolshoi.ru/Дамир Юсупов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сюжет «Легенды о любви», как и подобает восточной истории, прост и изящен. Царица Мехмене Бану жертвует красотой ради спасения сестры Ширин и теряет возлюбленного — художника Ферхада, отдавшего предпочтение сестре. Ферхад и Ширин пытаются бежать, но их настигает погоня, отправленная Мехмене. Сестры обречены на одиночество, а Ферхад отправляется в горы добывать воду для жаждущего народа. 

Со дня первого представления балета минуло 53 года, но сочинений, способных на равных конкурировать с великолепным созданием Григоровича и его соавторов — либреттиста Назыма Хикмета, художника Симона Вирсаладзе, композитора Арифа Меликова, — по сей день немного. Результат упомянутого содружества ошеломляет гармоничной соразмерностью. Это поистине сочинение единого дыхания, где синтез драмы, музыки, живописи и танца обрел почти совершенное воплощение. 

Среди оригинальных спектаклей Григоровича есть очень удачные и очень успешные, есть менее удачные и менее востребованные, но это большие — во всех отношениях — балеты. Они идеально заполняют огромную сцену, не греша ни скученностью, ни малолюдностью. В них есть динамика, но нет суеты. Они длятся ровно столько, сколько нужно, чтобы внушить зрителю масштабность происходящего, и при этом не опустошить, оставив силы и желание для размышления.

Но самое главное — в балетах Григоровича нет мелких чувств. Это большой мир больших людей независимо от того, кто его герои — уральские мастеровые или особы царской крови. Пассажи из недавней премьеры Большого театра, когда страсть передается барахтаньем под простыней, а неоднозначность персонажа — воплем в публичном месте, для Григоровича невозможны. Он оперирует большими величинами. Любовь, отчаяние, ненависть, самопожертвование, благородство — для него чувства грандиозные как по содержанию, так и по воплощению. Отчаянный шпагат героини пронзает не воздух — вселенную, размеренное шествие топчет не окрестности дворца — судьбы героев, неумолимая погоня посягает не на физическую свободу, а на право свободного выбора. 

bolshoi.ru%2F%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%AE%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2

Лучшие из балетов Григоровича — балеты-метафоры, балеты-знаки. Как ни печально для танцовщиков, жаждущих самовыражения, здесь хороши те, кто способен полностью довериться выразительности пластического рисунка, вписаться в ткань балета, как виньетка в восточный орнамент. Первый состав «Легенды» — Светлана Захарова (Мехмене Бану), Анна Никулина (Ширин), Денис Родькин (Ферхад), Виталий Бектимиров (Визирь) — так и сделали.  

Самая мощная из кульминаций возобновленной «Легенды о любви» случилась через несколько минут после ее окончания, когда на сцене Большого театра собрались все исполнители и Захарова вывела к публике Григоровича. Автор эпохальных балетов утвердился в центре, артисты почтительно отодвинулись к кулисам, предварительно сложив к ногам мэтра охапки цветов. Стоп-кадр данной мизансцены выявил особенность, можно сказать, мистическую. Маленький, хрупкий человек каким-то непостижимым образом подчинил себе и сцену, и зал. 

Григорович устарел, говорят отдельные знатоки. Все-таки последний его спектакль был поставлен в 1982-м, а балеты стареют быстро. Мысль, возможно, имела бы право на хождение, когда бы в Большом была равноценная замена. Но замены нет, а Григорович — хореограф действительно большой. В общем, если нашумевшее высказывание «есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России»» кто-то и пытается оспорить, то заявление «есть Григорович — есть Большой балет, нет Григоровича — нет Большого балета» звучит почти аксиомой.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир